loading...

Аналитика и комментарии

Актуальные статьи из журнала ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В ЖКХ

Актуальные статьи из журнала ФИНАНСЫ И УЧЕТ В ЖКХ

Актуальные статьи из журнала ЦЕНЫ И ТАРИФЫ В ЖКХ

Помогут ли концессии решить инвестиционные проблемы в коммунальной сфере?

Информационный бюллетень
"Законодательные и нормативные документы в ЖКХ"
№11 за 2016 год
Законодательные и нормативные документы в ЖКХ

Стратегией развития ЖКХ в России до 2020 года1 концессия определена в качестве одного из приоритетных направлений для привлечения частных инвестиций в коммунальную сферу.

По российскому законодательству основными отраслями заключения концессионных соглашений в коммунальной сфере являются производство, передача и распределение тепловой и электрической энергии, воды, системы водоотведения, обработка, накопление, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, а также отдельные объекты таких систем.

Коммунальная сфера долгое время находилась без внимания со стороны частного сектора по разным причинам. Это и традиционная ответственность за данную сферу только органов государственной и муниципальной власти, и отсутствие долгосрочных тарифных программ и законодательных норм, и ряд других причин. Основной формой привлечения бизнеса в коммунальную инфраструктуру являлись договоры аренды. Однако такая форма партнерства не может быть эффективной, поскольку ответственность за модернизацию и развитие арендуемых основных фондов целиком лежит на собственнике фондов и не переходит к арендатору, который отвечает только за их эксплуатацию и содержание. Вместе с тем, коммунальные объекты, прежде всего, нуждаются в техническом обновлении. По мнению Минстроя России, объем требуемых инвестиций в их модернизацию оценивается в 500 миллиардов рублей ежегодно.

Значительные затраты на коммунальную инфраструктуру и уменьшение бюджетного финансирования капитальных вложений на фоне резкого сокращения доходов населения, требуют других подходов и источников финансирования. В этой ситуации необходимы частные инвестиции на основе государственно-частного партнерства (ГЧП). Правительству РФ стало окончательно понятно, что в отдельности ни любой бюджет, ни частник не в состоянии решить проблемы требуемых капитальных вложений в коммунальную инфраструктуру, сделать эффективной ее эксплуатацию, содержание и ремонт.

Зарубежный опыт девяностых и начала двухтысячных годов по привлечению частного сектора в коммунальную инфраструктуру (например, в Казахстане и Армении) оказался неоднозначным, особенно в виде приватизации. Сначала новые собственники пытались наладить свой коммунальный бизнес, но потом потеряли к нему интерес в результате безнадежной убыточности из-за падения доходов населения, снижения объемов реализации, отставания роста тарифов от инфляции. Это, в ряде случаев, закончилось разборкой трубопроводов, сдачей их и другого оборудования в металлолом.

Часть больших концессий в водоснабжении и водоотведении, например, в Латинской Америке, несмотря на участие в их подготовке Всемирного банка и привлечении крупных международных операторов с большими деньгами, в ряде случаев потерпели неудачу. Причинами послужили завышенные ожидания от концессий, неприятие населением роста тарифов, политические риски.

Развитие концессионного законодательства

Большое значение имеет качественная законодательная база ГЧП в коммунальной сфере. Попробуем кратко прокомментировать регулирующие документы по рассматриваемой теме.

Правовые основы для заключения концессионных договоров в Российской Федерации были созданы больше десяти лет назад с принятием Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Но этот закон был ориентирован, в первую очередь, на строительство и реконструкцию объектов транспортной инфраструктуры. Поэтому в течение долгого времени концессионная форма отношений владения и пользования объектами коммунальной инфраструктуры не могла быть применена на практике в сфере ЖКХ, несмотря на систематические дополнения и изменения в данный закон.

Только распоряжением от 22.08.2011 г. № 1493-р определило переход на концессионную модель отношений в коммунальной сфере в качестве одного из приоритетных направлений.

Правовой механизм для привлечения частных инвестиций именно в коммунальную сферу был создан Федеральным законом от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этим законом были учтены особенности заключения соглашений на передачу в долгосрочную аренду или концессию объектов коммунальной инфраструктуры, установление обязательных требований к собственникам, концессионерам и арендаторам для достижения ими целевых показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов.

Например, этим законом было внесено две важные нормы:

  • введено требование, согласно которому частный оператор не сможет получить в эксплуатацию коммунальную инфраструктуру без принятия на себя обязательств по модернизации имущества за счет привлеченных средств. Обязательства определяются концедентом по результатам проведенного технического обследования передаваемых объектов, а также с учетом планов развития, предусмотренного схемами тепло-, водоснабжения и водоотведения;
  • расширен перечень существенных условий, которые должны содержаться в концессионном соглашении. К ним были отнесены долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера, расходы концессионера на создание и (или) реконструкцию объектов коммунальной инфраструктуры, являющихся предметом концессионного соглашения, значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов, а также порядок возмещения расходов концессионера.

Однако частные операторы, работающие в коммунальной сфере, получили возможность предпринимать конкретные шаги по заключению концессионных соглашений только после утверждения ряда дополнительных документов, необходимых для реализации положений указанного закона № 103-ФЗ.

Были приняты решения по:

  • уточнению рекомендуемой (примерной) формы концессионного соглашения в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, объектов, на которых осуществляется обращение с отходами производства и потребления, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий, а также объектов социального обслуживания населения (постановление Правительства РФ от 20 января 2015 г. № 27 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ»);
  • определению порядка предоставления Федеральной антимонопольной службой согласия на изменение условий концессионного соглашения (постановление Правительства РФ от 24 апреля 2014 г. № 368 «Об утверждении Правил предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения»);
  • установлению требований к форме и содержанию вычислительной программы, применяемой для расчета дисконтированной выручки участника конкурса на право заключения договора аренды или концессионного соглашения в отношении объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности (приказ Министерства экономического развития РФ от 1 октября 2013 г. № 563);
  • определению порядка дисконтирования величин при оценке конкурсных предложений на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или договоров аренды объектов тепло-снабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности (постановление Правительства РФ от 3 июня 2014 г. № 510 «Об утверждении Правил дисконтирования величин при оценке конкурсных предложений на право заключения концессионных соглашений и договоров аренды в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ»).

Последние крупные усовершенствования в концессионное законодательство в части коммунальной сферы были внесены Федеральным законом от 03.07.2016 № 275-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О концессионных соглашениях», который вступит в силу 1 января 2017 года.

Прокомментируем основные новации данного закона.

1. Введение мониторинга реализации заключенных концессионных соглашений, в том числе, соблюдения сторонами соглашения взятых на себя обязательств по достижению целевых показателей, сроков их реализации, объема привлекаемых инвестиций и иных существенных условий концессионного соглашения.

Данное положение позволит осуществлять контроль за выполнением концессионных соглашений, соблюдением основных условий и требований, а также принимать своевременные меры по решению проблем с поставкой коммунальных ресурсов.

Порядок проведения данного мониторинга должен быть утвержден Правительством Российской Федерации.

2. Теперь субъект Российской Федерации становится третьей стороной концессионного соглашения, если муниципальному образованию не переданы полномочия по тарифному регулированию, утверждению инвестиционных программ, возмещению недополученных доходов и экономически обоснованных расходов.

На субъект РФ возлагаются обязанности по установлению тарифов в соответствии с долгосрочными параметрами регулирования деятельности концессионера, утверждению инвестиционных программ концессионера, возмещению недополученных доходов и экономически обоснованных расходов концессионера, в том числе посредством тарифного регулирования, иные обязательства.

Данная новация позволит повысить эффективность реализации концессионных соглашений в части модернизации систем коммунальной инфраструктуры, а также гарантировать соблюдение прав и законных интересов инвесторов.

3. Предусмотрена возможность трансформации договоров аренды объектов коммунального комплекса, заключенных до 1 января 2015 года, в концессионные соглашения.

При этом закрепляется возможность увеличения инвестиционных обязательств концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения по сравнению с инвестиционными обязательствами арендатора в случае, если такое увеличение обосновано в схеме ресурсоснабжения, а долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера согласованы в установленном Правительством РФ порядке с органом исполнительной власти или органом местного самоуправ-ления, которые осуществляют регулирование цен (тарифов).

4. Определяется механизм передачи в концессию имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий. Так, не позднее, чем в течение одного года с момента вступления в силу концессионного соглашения, в уставы предприятий, в ведении которых находились объекты концессии, должны быть внесены изменения, предусматривающие исключение видов деятельности в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения или водоотведения на территории муниципального образования, на котором находится имущество, переданное по концессионному соглашению. Предприятия, в уставные документы которых были внесены изменения, исключающие все виды деятельности, осуществляемые этими предприятиями ранее, ликвидируются.

5. Федеральный закон определяет условия, при которых возможна передача в концессию незарегистрированного имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий. При этом расходы концессионера по выполнению обязательств по государственной регистрации права собственности концедента на незарегистрированное недвижимое имущество, в том числе, по выполнению кадастровых работ и иных действий, необходимых для осуществления государственной регистрации прав собственности концедента на незарегистрированное имущество, подлежат учету в тарифах концессионера. Таким образом, согласно новому законодательству допускается передача в концессию объектов со значительной долей незарегистрированного имущества при недостатке в муниципальных бюджетах средств для проведения процедуры регистрации такого имущества. В этом случае концессионер берет на себя обязательства по регистрации этого имущества.

6. Становится возможна передача в концессию предприятий со значительным объемом долговых обязательств и невозможности погашения таких долгов за счет средств муниципальных образований. Это дает возможность совершенствовать даже самые неэффективные предприятия и погасить существующую задолженность за счет частного инвестора. В таком случае, при установлении концессионной платы учитываются долги, возникшие не позднее, чем за 2 года до решения о заключении концессионного соглашения.

7. В целях обеспечения стабильности основных положений концессионного соглашения и обеспечения гарантии прав концессионеров устанавливаются следующие положения:

  • объем финансовых потребностей, необходимых для реализации концессионером мероприятий в соответствии с инвестиционной программой, определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства РФ;
  • установление, изменение, корректировка регулируемых цен (тарифов) на производимые и реализуемые концессионером товары, оказываемые услуги осуществляется по правилам, действовавшим на момент заключения концессионного соглашения, либо по согласованию сторон в порядке, установленном Правительством РФ.

Данными положениями снижается риск преждевременного расторжения концессионных соглашений.

8. Задание по концессионному соглашению формируется только на основании утвержденных схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения поселений городских округов, зон централизованного и нецентрализованного водоснабжения, планируемых зон размещения объектов, на основании данных прогноза потребления коммунальных ресурсов.

Такое требование направлено на учет разработанных в муниципальных образованиях стратегических документов территориального планирования при проведении концессионером мероприятий по строительству, капитальному ремонту или реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры, что позволит на территориях сформировать четкую систему коммунальной инфраструктуры, а также соблюдать права и законные интересы собственников и пользователей объектов недвижимого имущества.

9. Вводится ограничение на приобретение иностранными юридическими лицами права владения на основании концессионных соглашений объектами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также объектами, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов.

Первые достижения и итоги

Чтобы понять, как совершенствование концессионного законодательства уже отразилось на практике, можно привести некоторые данные по развитию концессии в коммунальной сфере за последнее время.

По данным Минстроя в отношении объектов коммунальной сферы за 2014 год заключено 112 концессионных соглашений на 7,2 млрд. руб., за 2015 год — 271 соглашение на 70,9 млрд. руб., на 1 апреля 2016 года — 736 соглашений на 183 млрд.руб.

Минстрой провел анализ концессий, которые работают полтора года и больше.
В 35 субъектах РФ он показал снижение потерь и сокращение аварийности. В качестве примера, чаще всего, приводится город Ижевск, в котором аварийность в теплоснабжении снизилась на 47%, а количество потерь — на 18%, в водоснабжении — на 21% и 14%, соответственно.

Это позволило замминистра строительства и ЖКХ РФ Андрею Чибису заявить о воз-можности вдвое снизить число аварий в российском ЖКХ благодаря концессиям. Для начала министерством планируется снизить аварийность на 30% в 2018 году от показателей 2015 года.

Кроме того, по словам замминистра необходимо с января 2018 года «запретить» государственные унитарные предприятия (ГУПы) в сфере ЖКХ или другими словами упразднить «хозяйственное ведение» как форму управления коммунальной инфраструктурой.  Для этого передать коммунальную инфраструктуру, которую обслуживают ГУПы, в концессию на конкурсной основе. Минстрой также планирует ужесточить требования к передаче в концессию объектов инфраструктуры.

Глава Минстроя Михаил Мень надеется к 2018 году передать в концессии коммунальную инфраструктуру, обслуживаемую примерно 80% унитарными предприятиями и создать в коммунальной сфере несколько крупных национальных игроков.

Подобные заявления не являются однозначными до тех пор, пока такая форма как концессия на практике не зарекомендовала себя как наиболее эффективное средство капитальных вложений в коммунальную инфраструктуру и повышения качества услуг для потребителей.

По мнению ассоциации участников государственно-частного партнерства «Центр развития ГЧП» (http://pppcenter.ru) еще имеются серьезные проблемы. Для инвесторов в инфраструктурных проектах в коммунальной сфере одним из основных препятствий для осуществления инвестиций являются недостаточные гарантии возврата вложенных средств. Но утверждение, что сейчас количество проектов должно перерасти в качество, по мнению Центра наиболее справедливо для текущего периода времени.
Во многом это связано с развитием законодательства о концессионных соглашениях в коммунальной сфере, появились дополнительные гарантийные инструменты для инвесторов, был введен институт частной концессионной инициативы.

По данным Центра развития ГЧП число проектов ГЧП в России, прошедших стадию коммерческого закрытия, в 2013 году составило 86, в 2014 году — 385 (рост в 4,47 раза), в 2015 году — 873 (рост в 10,15 раз).

Статистика реализации концессионных проектов по данным от Центра, прошедших стадию коммерческого закрытия2 в 2015 году в разрезе по формам и отраслям инфраструктуры в коммунальной сфере отражена в приведенной ниже таблице.

Отрасль реализации проекта

Уровень
реализации

Число
концессионных соглашений

Централизованные системы водоснабжения
и водоотведения

Муниципальный

310

Производство и передача тепловой энергии

Муниципальный

280

Обращение с ТКО

Региональный

9

Муниципальный

22

Городское благоустройство

Муниципальный

2

Производство и распределение электрической
энергии

Муниципальный

25

Освещение городских и сельских поселений

Муниципальный

2

ОБЩИЙ ИТОГ

650

Продолжая комментировать первые результаты государственно-частного партнерства, можно отметить, что по итогам 2015 г. концессионные соглашения были заключены в 39 субъектах Российской Федерации.

Практика опровергла ранее высказывавшееся мнение экспертов о заинтересованности инвесторов в приходе лишь в крупные города, где финансовая ситуация более-менее нормальная, и тарифы в целом достаточно высокие. Только одно концессионное соглашение было заключено в Волгограде (58 млрд руб. инвестиций, сроком на 29 лет), остальные соглашения появились в городах с населением менее 250 тыс. человек, а около ста концессионных соглашений было заключено в населенных пунктах с численностью менее 10 тыс. человек.

Этому возможно способствовал введенный в прошлом году механизм государственной поддержки реализации инвестиционных проектов в сфере ЖКХ в городах
с населением менее 250 тыс. человек (постановление Правительства РФ от 26.12.2015 № 1451 «О предоставлении финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры»).

Если анализировать сроки действия заключенных концессионных соглашений, то они существенно различаются, но в среднем они заключены на 10 лет. Предполагается, что за 10-15 лет возможно осуществить финансирование и модернизацию объекта, и возврат вложенных средств. Встречаются как совсем короткие соглашения — сроком менее трех лет, так и длительные — более 30 лет. При неблагоприятной экономической ситуации, снижении доходов населения и «замораживании» коммунальных тарифов, частный оператор будет нести большие коммерческие риски. Следовательно, если выручки от реализации услуг не будет хватать на инвестиционные обязательства (реализацию инвестиционной программы) и возврат вложенных средств, то срок концессии будет иметь большое значение.

Опыт Минстроя России по модернизации коммунальной инфраструктуры за счет частных инвестиций обсуждался в рамках международного семинара по развитию механизмов государственно-частного партнерства, прошедшего 13 октября по инициативе делегатов Европейской экономической комиссии ООН.

В результате эксперты по государственно-частному партнерству европейской экономической комиссии ООН пригласили Министерство строительства и ЖКХ РФ принять участие в разработке международных концессионных стандартов, адаптировав российский опыт для использования во всем мире.

Казалось бы, после этого не должно остаться сомнений в том, что концессии обладают одними преимуществами и лишены недостатков. Тем не менее, они есть.

Основные проблемы концессий

Анализ конкурсов и заключенных концессионных соглашений в сфере ЖКХ позволяет выявить основные проблемы, к которым, по мнению Минстроя, относятся следующие.

В первую очередь, наличие концессий без инвестиций. Хотя концессионных соглашений, в которых инвестиции не предусмотрены, становится все меньше, они все же продолжают появляться. Как правило, анализ состояния объектов свидетельствует о потребности в инвестициях, однако конкурс проводится без них. Это дискредитирует смысл концессии как средства привлечения инвестиций для модернизации коммунальной инфраструктуры. 

Второй проблемой является отсутствие значений долгосрочных параметров регулирования или некорректное их определение в концессионных соглашениях. К числу наиболее частых нарушений, касающихся долгосрочных параметров, относится базовый размер операционных расходов. Часто он определяется на весь срок действия концессионного соглашения уже проиндексированный на те индексы, которые определены методологией тарифного регулирования. Но как долгосрочный параметр базовый размер операционных расходов должен быть определен в концессионном соглашении лишь один раз, и впоследствии, при применении методики тарифного регулирования, именно он и будет индексироваться. Фиксирование уже проиндексирован-ного базового уровня операционных расходов на весь период концессии в конечном счете может привести к завышению расходов концессионеров и, соответственно, к завышению тарифов.

В третьих, фиксируемая в концессионном соглашении величина расчетной прибыли. Согласно законодательству, она определяется на уровне 5%, но при этом часто она фиксируется на гораздо меньшем уровне, что снижает интерес концессионера к заключению и выполнению соглашения.

В четвертых, отмечаются случаи, когда инвестиции проектом предусмотрены, но одновременно целевые показатели по аварийности, технологическим потерям, удельному расходу топлива, несмотря на планируемые значительные вложения, остаются до конца действия концессионного соглашения на том же уровне, на котором они были ранее.

В пятых, хотя произвольное установление сроков действия концессионных соглашений не является прямым нарушением законодательства, практика показывает, что соглашения, заключенные всего на 1-2 года, по существу ими не являются. Поэтому рассматривать это, как государственно-частное партнерство, нельзя. Часто причина подобных ситуаций кроется не в преднамеренных нарушениях, а в недостатке средств на данные цели у муниципалитета.

Минстрой видит несколько путей решения данной проблемы. С одной стороны, поддержка в рамках подготовки конкурсной документации может быть оказана нуждающимся из средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. С другой, в компенсации муниципалитету средств, потраченных на подготовку конкурса, за счет платы концессионера с возможностью покрытия этих затрат через тарифную выручку на основе разрабатываемого Минстроем законопроекта.

Инвестиционно-частное партнерство в коммунальной сфере находится в начале пути, который пока не дает оснований оптимистично оценивать его результаты.

По мнению исполнительного директора Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) Светланы Бик, в настоящее время в коммунальной сфере абсолютное большинство концессий не имеют инвестиционных обязательств — это так называемые арендные концессии, которые появились по плану автоматической «переписи» арендных договоров на концессионные соглашения вне конкурса. Другой тип концессий — операторские, когда инвестиции в модернизацию осуществляются из внутренних источников проекта — за счет инвестиционной части тарифа. И только незначительная часть действующих в коммунальной сфере концессий работает по инвестиционной модели, когда первоначальные инвестиции в проект осуществляются из внешних источников.

«На сегодня концессии в коммунальной сфере есть, а привлеченных в этот сектор частных денег практически нет», — так оценивает существующее положение управляющий директор акционерного общества «Федеральный центр проектного финансирования» (Внешэкономбанк) Сергей Сиваев.

Блеск статистических данных, согласно которым общий объем обязательств по концессиям в коммунальной сфере вырос примерно в девять раз: в 2014 году было
8 миллиардов рублей, а по итогам 2015 года — более 70 миллиардов, несколько меркнет после уточнения, что 58 миллиардов — это одна большая концессия в Волгограде.

По мнению Минстроя России, сфера ЖКХ — это инвестиционно-привлекательная отрасль, куда сейчас активно идут корпорации, и, модернизируя коммунальную инфраструктуру, они смогут окупать свои вложения и зарабатывать деньги. В результате удается снизить нагрузку на региональные и муниципальные бюджеты.

С этим не все согласны. Например, исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елена Довлатова считает, что только за счет концессии не удастся решить системные проблемы, поскольку в большинстве городов инфраструктура уже крайне изношена и требует модернизации. «У нас инвестиционные кредиты банки не дают, они отсутствуют как класс. Можно получить только краткосрочные кредиты на пополнение оборотов. Субсидированием ставки в этой ситуации ничего не решить, потому что кредиты (особенно малым городам) в принципе не выдаются. Концессии предполагают коммерческий подход, а значит, в итоге за инвестиции придется платить потребителям».

По мнению большинства экспертов, к основным проблемам развития и применения концессионных моделей государственно-частного партнерства в коммунальной сфере относятся:

  • трудности в планировании долгосрочных параметров на длительный срок;
  • трудности в планировании количества и объемов подключений потребителей и инвестиционных обязательств по ним;
  • проблема высокого уровня долгов государственных и муниципальных предприятий;
  • требование обязательной регистрации передаваемого имущества (на многие объекты право собственности не зарегистрировано);
  • сложный механизм реализации межмуниципальных концессий;
  • невозможность субъекта в рамках концессионного соглашения принимать на себя ряд обязательств концедента (муниципалитет).

Концессионный бум в коммунальной сфере вызывает сомнения, особенно, на фоне негативных показателей развития экономики страны в последние годы. Получается, что в условиях общего спада инвестиционной активности вдруг появляется чудо-сфера, в которой эта активность буквально бьет ключом. При этом коммунальная сфера — одна из наиболее проблемных в российской экономике.

Поэтому делать ставку на концессионные соглашения как на главное средство решения проблем коммунального хозяйства представляется, по меньшей мере, преждевременным. Необходимо иметь реалистические ожидания и адекватное представление о возможностях и ограничениях государственно-частного партнерства, которое должно обеспечить баланс интересов, быть выгодным для всех сторон.


1 Утверждена распоряжением Правительства РФ от 26.01.2016 № 80-р.

2 Коммерческое закрытие — выбор стратегического инвестора через процедуру конкурса или в результате какой-либо другой процедуры привлечения инвестора. Коммерческое закрытие определяется сроками проведения конкурсных процедур и может составлять от трех до шести месяцев, а может и продлиться до года.

Редакция
Информационного
бюллетеня


Любые перепечатки этой статьи возможны при условии указания источника ввиде активной ссылки на страницу информационного бюллетеня "Законодательные и нормативные документы в ЖКХ" (http://www.cnis.ru/?id=ib)

Хотите читать наши статьи оперативно? Стань нашим подписчиком и получите дополнительные скидки на участие в наших семинарах и при покупке наших сборников.

Закрытие окна