loading...

Аналитика и комментарии

Актуальные статьи из журнала ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В ЖКХ

Актуальные статьи из журнала ФИНАНСЫ И УЧЕТ В ЖКХ

Актуальные статьи из журнала ЦЕНЫ И ТАРИФЫ В ЖКХ

Новое регулирование деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами: переходный период уже заканчивается

Информационный бюллетень
"Законодательные и нормативные документы в ЖКХ"
№9 за 2016 год
Законодательные и нормативные документы в ЖКХ

С 1 января 2015 года вступили в силу изменения в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»1, другие законодательные акты Российской Федерации, направленные на кардинальное совершенствование организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов. Был введен ряд новых понятий, основными из которых являются: твердые коммунальные отходы (ТКО), норматив накопления ТКО, оператор по обращению с ТКО, региональный оператор по обращению с ТКО.

Новациям этого закона был посвящен наш подробный комментарий в феврале 2015 года. С тех пор прошло более полутора лет. Что нового произошло в этой сфере и когда начнется обязательное и полное применение нового законодательства?

В конце 2015 года был принят Федеральный закон № 4042, который фактически ввел переходный период в отношении деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) до 1 января 2017 года (ранее Закон 458-ФЗ предусматривал введение в действие законодательных норм с 1 января 2016 года).

Согласно многочисленным изменениям, внесенным законом № 4043, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает со дня утверждения единого тарифа на эту услугу на территории любого субъекта Российской Федерации и заключения соглашения с региональным оператором по обращению с ТКО, но не позднее 1 января 2017 года.

В течение переходного периода предполагается выбрать региональных операторов по обращению с ТКО и ввести новую коммунальную услугу «обращение с ТКО». До этого вывоз мусора будет осуществляться по-прежнему в составе услуг по содержанию жилья в виде «сбора и вывоза ТБО».

Взаимоотношения между управляющими организациями и оператором по обращению с коммунальными отходами предлагается строить по тому же самому принципу, что и взаимоотношения с ресурсоснабжающими организациями. В частности, региональные операторы должны заключать договоры на оказание услуг с собственниками твердых коммунальных отходов. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне его деятельности.

Учитывая, что расчеты за услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами будут осуществляться по новым правилам, на указанных операторов распространено действие постановления Правительства РФ от 28.03.2012 № 253 «О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг»4. В пользу региональных операторов должны перечисляться платежи за ТКО управляющими компаниями, ТСЖ, жилищными и жилищно-строительными кооперативами в порядке и сроки, установленные для ресурсоснабжающих организаций.

Коммунальная услуга по сбору и транспортировке ТКО будет прописываться отдельной строкой в квитанции за жилищно-коммунальные услуги. Эта услуга будет оказываться через регионального оператора. То есть с 1 января 2017 года управляющая организация, ТСЖ, ЖСК, получая от населения плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО, должны осуществлять расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с ТКО. Для этого именно обслуживающие организации (УО, ТСЖ, ЖСК) заключают с региональным оператором договор согласно требованиям, установленным Правительством РФ. Что касается собственников частного жилого дома или части жилого дома, то они заключают договор с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами напрямую.

Стоит отметить, что ч.9 ст.23 Закона № 458-ФЗ предусмотрено исключение — случай, когда не действуют нормы о трансформации жилищной услуги по вывозу ТБО в коммунальную услугу по обращению с ТКО. На особом положении находятся участники взаимоотношений, если до 01.01.2016 в субъекте РФ заключены государственные контракты на оказание услуги по обращению с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами на срок более 10 лет. Срок переходных положений для них ограничен сроком действия указанных государственных контрактов или моментом прекращения обязательств по таким контрактам. Интересно, что именно под этот случай – исключение попала Москва, где почти во всех административных округах (за исключением Южного (ЮАО) и Новой Москвы (ТиНАО)) на ближайшие 15 лет в рамках так называемого эксперимента уже заключены госконтракты с другими монополистами, и расторжению они не подлежат. Т.е. региональный оператор в Москве будет действовать лишь в 3 административных округах из 12).

Согласно данным Росстата в 2015 году размер установленной для населения платы за вывоз ТБО, входившей в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения, в среднем по Российской Федерации был равен 3,17 руб. за кв.метр5. До этого последние семь лет плата стабильно росла каждый год. Например, в 2015 году для стандартной квартиры для семьи из трех человек площадью в 54 кв.м она составляла, примерно, 170 руб. Как изменится величина платы в результате трансформации ее в плату за обращение с ТКО и изменения ее порядка расчета (исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов на одного человека), прогнозировать можно. Изменение порядка расчетов (с числа проживающих, а не с площади жилья) приведет к увеличению платы для больших семей, проживающих в стесненных условиях, и уменьшение платы для одиноких людей, занимающих большие квартиры. Уверенно можно утверждать, что плата только вырастет, учитывая ее семилетнюю динамику и появление на рынке дополнительных игроков согласно новому законодательству. Но здесь следует принять во внимание, что плата населения за услуги по обращению с ТКО переносится из состава жилищных услуг в коммунальные услуги, и ее рост подлежит ограничению.

Законом 458-ФЗ было введено много новых правовых норм, для применения которых необходимо большое количество новых документов. За полтора года принята их значительная часть.

К ним относятся:

  • Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (утверждено Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062);
  • Требования к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.03.2016 № 197);
  • Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269);
  • Правила разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами; Правила разработки, согласования, утверждения и корректировки производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами; Правила определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов (утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.05.2016 № 424);
  • Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами; Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484);
  • Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505);
  • Стандарты раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами (утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.06.2016 № 564);
  • Правила проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 881);
  • Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов (приказ Минстроя от 28.07.2016 № 524/пр).

За последнее время одновременно существенно расширился круг профессиональных стандартов для работающих в сфере обращения с отходами, которые являются обязательными и устанавливают единые квалификационные требования по должностям.

Минтрудом России, в дополнение к профстандарту «Специалист в области обращения с отходами» (приказ от 07.04.2014 № 203н), были утверждены профстандарты:

  • работник цеха по сортировке ТКО (приказ от 21.12.2015 № 1060н),
  • работник по эксплуатации полигона ТКО (приказ от 24.12.2015 № 1143н),
  • работник по сортировке ТКО (приказ от 24.12.2015 № 1143н),
  • специалист контроля качества и обеспечения экологической и биологической безопасности в области обращения с отходами (приказ от 24.12.2015 № 1146н),
  • специалист по логистике в сфере обращения с отходами (приказ от 24.12.2015 № 1147н).

В тоже время небольшая, но важная часть документов еще не принята и находится на рассмотрении в Правительстве РФ и разных ведомствах.

К ним относятся:

  • Правила обращения с твердыми коммунальными отходами;
  • Типовой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами;
  • Правила регулирования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами;
  • Правила проведения торгов на выбор организаций, осуществляющих транспортирование отходов;
  • Изменения в правила оказания коммунальных услуг и другие акты.
  • Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (ФАС по согласованию с Минэкономразвития России и Минстроем России).

 

Некоторые из этих проектов документов вызывают столкновение интересов участников рынка. Например, по мнению СРО «Ассоциация управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере» проект «Об утверждении правил обращения с твердыми коммунальными отходами и формы типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами» содержит ряд серьезных недостатков. «Он не создает экономических стимулов для работы субъектов рынка обращения с твердыми коммунальными отходами, не создает условий открытой конкуренции между ними, а создает монополиста, единолично распоряжающегося огромными финансовыми средствами и аффилированного с местной властью».

Следует отметить, что при разработке новых документов были выявлены многочисленные противоречия в Федеральном законе от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», для их устранения появилась необходимость утвердить отдельный закон. С этой целью Минстроем подготовлен проект федерального закона ‎«О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами», который будет утвержден до конца 2016 года.

До 1 января остается все меньше времени, однако сроки выполнения многих мероприятий, от которых зависит практическая реализация новой модели обращения с твердыми коммунальными отходами, вызывают серьезные опасения.

Например, согласно ст.23 закона 458-ФЗ территориальные схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, должны быть утверждены в течение шести месяцев со дня вступления в силу требований к составу и содержанию таких схем.

Упомянутое постановление Правительства РФ от 16.03.2016 № 197 «Об утверждении требований к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами» вступило в силу 26 марта этого года. Следовательно, территориальные схемы должно быть утверждены не позднее конца сентября 2016 года.

При этом по данным Минстроя России на 1 августа ни один регион еще не утвердил территориальную схему. Согласно информации Росприроднадзора к началу августа к ним поступило на согласование всего 14 территориальных схем, из них согласованы и готовы к утверждению — 5 (Ростовская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Москва6, Воронежская и Тюменская области).

На основе территориальных схем обращения с отходами региональные операторы должны обеспечивать транспортировку, обезвреживание, обработку, утилизацию и захоронение ТКО. Территориальная схема должна включать всю цепочку данных об отходах, начиная от источника их образования с разбивкой по видам и классам опасности до мест обработки, утилизации, обезвреживания, размещения. По оценкам специалистов, на качественную разработку схемы требуется не менее полугода, а отсутствие схемы не позволит выбрать регионального оператора по обращению с ТКО.

С 1 января 2017 года в России запрещается захоронение отходов, в состав которых входят компоненты, подлежащие утилизации. Примечательно, что Правительство РФ до сих пор не утвердило перечень таких компонентов. Альтернативой захоронению отходов на полигонах может стать только увеличение числа мусороперерабатывающих предприятий и налаживание эффективного повторного использование отходов производства и потребления. Определить потребности каждого региона в этом должны территориальные схемы обращения с отходами.

Для жителей регионов, где будет сорван процесс утверждения территориальных схем, это будет означать рост числа несанкционированных свалок. Однако, наличие территориальных схем обращения с отходами не гарантирует решения всех существующих проблем. Проводя аналогию с разработкой схем ресурсоснабжения, можно отметить, что большое число подобных схем в регионе не приводит к автоматическому обновлению коммунальной инфраструктуры. Инструментом практической реализации схемы является принятие и реализация инвестиционных программ.

Кроме территориальных схем, законом предусмотрено наличие у субъектов Российской Федерации утвержденных региональных программ в области обращения с отходами (ст. 13.2 ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Требований к срокам утверждения региональных программ в области обращения с отходами закон не устанавливает, однако наличие данной программы является условием предоставления субсидии субъекту Российской Федерации из средств, поступивших в федеральный бюджет в счет уплаты экологического сбора (ст.24.5 закона 89-ФЗ). Помимо этого, ст.24.6 закона 89-ФЗ установлено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой и территориальной схемой обращения с отходами.

Таким образом, разработку и утверждение региональной программы в области обращения с отходами целесообразно осуществлять совместно с разработкой и утверждением территориальной схемы.

Провести до конца года конкурсы по выбору региональных операторов смогут лишь те регионы, которые уже сейчас активно их готовят. Ряд регионов не успеет ни разработать схему по обращению с отходами, ни выбрать региональных операторов. Этому также способствует отсутствие утвержденных Правил проведения конкурсов на выбор региональных операторов.

Отсутствие необходимых федеральных документов, регулирующих весь комплекс отношений в сфере обращения с ТКО ставит под вопрос возможность субъектов РФ своевременно до окончания переходного периода провести такие важные мероприятия как:

  • организовать выбор регионального оператора без рисков оспаривания результатов конкурса, а также эффективный контроль за заключением и исполнением договоров хозяйственными субъектами;
  • сформировать территориальные схемы обращения с отходами, учитывая отсутствие регулирования вопросов по региональным территориальным схемам обращения с отходами, требующим решения на межрегиональном уровне;
  • начать планирование инвестиционных и производственных программ, в том числе без возможности предоставления федеральных субсидий за счет экологических сборов.

Переходный период подходит к концу, что повышает риски невыполнения важных мероприятий по внедрению новой модели регулирование деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами. Определенные параллели возникают здесь с введением системы капремонта общего имущества в многоквартирных домах. Не хотелось бы повторения допущенных при этом ошибок, тем более, что последствия в этом случае будут гораздо серьезнее, чем в ситуации с капремонтами. Если капремонт можно перенести по времени, то обращение с отходами — процесс непрерывный.

Кроме того, изменения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на сегодняшний день вызывает множество вопросов и затрагивает каждого гражданина, что требует проведения широкой информационно-разъяснительной работы.

1 Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

2 Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3 в Федеральные законы от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в Жилищный кодекс Российской Федерации.

4 Постановлением Правительства РФ от 17 октября 2015 г. № 1112.

5 В приложении к комментарию приведена таблица с размерами среднего тарифа для населения за вывоз ТБО по регионам Российской Федерации за 2009-2015 гг., составленная по материалам сборника «Цены и тарифы в жилищно-коммунальном хозяйстве» http://www.cnis.ru/?id=cit.

6 Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с ТКО, утверждена постановлением Правительства Москвы от 09.08.2016 № 492-ПП.

Приложение

Вывоз ТБО (средний тариф для населения руб./кв.м) по данным Росстата

 

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Российская Федерация

1,35

1,54

1,74

1,93

2,46

2,57

3,17

Центральный федеральный округ

1,42

1,59

1,83

2,07

2,35

2,89

2,74

Белгородская область

0,92

1,01

0,99

1,07

1,39

1,4

1,59

Брянская область

0,94

0,96

1,27

1,26

1,29

1,3

1,42

Владимирская область

1,78

1,57

1,99

2,11

2,48

2,93

2,96

Воронежская область

0,95

1,1

1,23

1,4

1,53

1,77

2

Ивановская область

1,3

1,45

1,62

1,6

1,64

1,75

1,94

Калужская область

1,33

1,5

1,71

2,23

2,24

2,52

2,59

Костромская область

1,17

1,4

1,5

1,63

1,63

1,83

1,76

Курская область

0,96

1,04

1,16

1,24

1,25

1,3

1,29

Липецкая область

1,34

1,57

1,1

1,04

1,05

1,23

2,01

Московская область

2,27

2,58

2,98

3,59

3,39

3,61

3,98

Орловская область

0,7

0,76

1,01

1,05

1,09

1,07

1,12

Рязанская область

1,27

1,47

1,74

1,85

2,44

30,12

3,16

Смоленская область

0,94

1,03

1,14

1,19

1,24

2,19

1,78

Тамбовская область

1,11

1,42

1,85

1,58

2,11

2,25

2,44

Тверская область

1,05

1,11

1,26

1,65

1,8

1,99

2,08

Тульская область

1,09

1,15

1,58

1,65

1,82

1,96

2,38

Ярославская область

1,35

1,55

1,52

1,63

1,91

2,18

2,48

г. Москва

-

-

-

-

6,67

6,94

4,09

Северо-Западный федеральный округ

1,92

2,11

2,34

2,59

3

3,64

3,47

Республика Карелия

1,98

2,28

2,75

2,78

3,01

3,16

3,56

Республика Коми

1,37

1,73

1,75

1,88

2,13

2,18

2,43

Архангельская область

1,08

1,15

1,31

1,51

1,76

2,1

2,16

Ненецкий АО

2,05

2,09

2,11

2,56

1,75

2,94

3,42

Архангельская область
(кроме Ненецкого АО)

1,37

1,33

-

-

2,59

2,09

2,14

Вологодская область

1,11

1,24

1,67

1,67

1,95

2,24

2,49

Калининградская область

1,97

2,1

1,38

1,33

1,4

8,82

8,28

Ленинградская область

1,17

1,31

2,94

2,9

3,56

3,19

3,51

Мурманская область

-

-

-

-

-

-

-

Новгородская область

1,58

1,87

2,21

2,18

2,17

2,78

2,81

Псковская область

0,9

0,9

0,91

1,03

2,26

1,3

1,21

г. Санкт-Петербург

2,9

3,18

3

3,56

3,56

3,56

3,56

Южный федеральный округ

1,33

1,47

1,85

1,88

2,1

2,42

2,63

Республика Адыгея

0,91

1,14

1,53

1,36

1,4

1,69

1,71

Республика Калмыкия

0,6

0,76

0,77

0,77

0,82

0,93

0,94

Краснодарский край

1,33

1,63

2,13

2,19

2,31

2,62

2,9

Астраханская область

0,88

1,11

2,47

2,62

2,47

2,6

2,87

Волгоградская область

1,37

1,19

1,36

1,29

1,36

2,3

2,33

Ростовская область

1,5

1,63

1,77

1,8

1,99

2,24

2,44

Северо-Кавказский федеральный округ

1,02

2,08

2,02

2,09

5,92

3,57

11,21

Республика Дагестан

0,59

0,72

1,78

0,79

0,91

0,69

0,87

Республика Ингушетия

0,8

-

0,99

8,64

83,2

51,5

156,67

Кабардино-Балкарская Республика

0,82

7,73

2,59

3,27

2,06

2,01

2,01

Карачаево-Черкесская Республика

1,34

1,28

1,39

1,33

1,38

1,35

1,41

Республика Северная Осетия – Алания

1,4

1,56

1,2

1,32

1,27

1,27

1,34

Чеченская Республика

1,43

3,08

3,91

2,18

2,44

2,62

2,83

Ставропольский край

1,22

1,39

1,71

2,38

2,28

2,79

2,72

Приволжский федеральный округ

1,03

1,17

1,25

1,41

1,62

1,74

1,88

Республика Башкортостан

1,19

1,06

1,11

1,13

1,14

1,38

1,59

Республика Марий Эл

0,91

1,02

1,17

1,16

1,39

1,49

1,61

Республика Мордовия

0,76

0,87

1,32

1,41

1,52

1,64

1,88

Республика Татарстан

1,03

1,15

1,49

1,59

1,96

2,06

2,14

Удмуртская Республика

0,96

1,18

1,38

1,55

1,81

1,96

2,29

Чувашская Республика

0,87

-

-

 

-

-

-

Пермский край

1,17

1,27

1,36

1,47

1,84

1,86

2,08

Кировская область

0,97

1,08

1,24

1,28

1,39

1,59

1,7

Нижегородская область

1,05

1,26

1,44

1,8

1,94

2,13

2,71

Оренбургская область

0,97

1,17

1,26

1,52

1,57

1,42

1,57

Пензенская область

0,99

1,06

1,31

1,41

1,56

1,58

1,7

Самарская область

1,19

1,62

1,03

1,19

1,52

1,67

1,76

Саратовская область

0,86

1,01

1,11

1,22

1,35

1,41

1,49

Ульяновская область

0,88

0,83

0,95

1,51

1,82

2,28

1,66

Уральский федеральный округ

1,37

1,31

1,42

1,6

1,63

1,78

1,9

Курганская область

1,1

1,13

0,99

1,05

1,15

1,45

1,48

Свердловская область

1,18

1,37

1,54

1,8

1,86

2,19

2,31

Тюменская область

2,34

1,7

1,76

1,84

1,97

1,96

2,16

Ханты-Мансийский АО – Югра

1,7

1,68

1,87

2,39

2,36

2,31

2,57

Ямало-Ненецкий АО

2,25

2,17

2,52

2,67

2,98

2,74

2,96

Тюменская область
(без ХМАО-Югры и ЯНАО)

-

-

-

-

1,56

1,62

1,76

Челябинская область

0,75

0,89

1,05

1,26

1,33

1,45

1,54

Сибирский федеральный округ

1,19

1,43

1,74

1,79

1,87

1,97

2,14

Республика Алтай

2,38

3,03

3,2

4,44

3,93

2,92

2,75

Республика Бурятия

1,68

1,91

2,21

2,36

2,56

2,85

2,93

Республика Тыва

3,05

1,61

1,99

1,99

1,66

1,67

1,67

Республика Хакасия

1,18

1,78

1,98

2,02

2,69

2,97

3,08

Алтайский край

0,96

1,05

1,22

1,14

1,49

1,54

1,62

Забайкальский край

1,2

1,37

1,59

2,57

2,02

2,23

2,38

Красноярский край

1,74

2,35

2,82

2,2

2,18

2,37

2,49

Иркутская область

1,29

1,39

1,7

1,84

2,05

2,08

2,38

Кемеровская область

0,74

0,87

0,94

1,16

1,25

1,29

1,67

Новосибирская область

0,8

1,08

-

 

-

2,05

-

Омская область

0,99

1,18

1,37

1,51

1,51

1,58

1,72

Томская область

1,62

1,8

2,12

2,19

2,33

2,76

2,76

Дальневосточный федеральный округ

2,31

1,97

2,34

3,23

2,86

3,19

3,32

Республика Саха (Якутия)

2,07

2,29

2,72

3,01

3,05

3,3

3,51

Камчатский край

2,75

3,14

3,12

4,52

4,89

5,43

5,85

Приморский край

1,73

1,27

1,48

1,85

2,16

2,89

2,93

Хабаровский край

2,26

2,26

3,05

6,06

5,44

6,24

5

Амурская область

2,15

1,86

2

1,98

1,92

2,37

2,52

Магаданская область

3,06

3,21

3,58

3,08

3,21

3,15

3,2

Сахалинская область

2,26

2,48

2,97

3,07

3,03

3,04

3,04

Еврейская автономная область

1,26

1,36

1,68

2,05

2,47

2,66

2,98

Чукотский АО

48,33

-

-

-

-

-

5,18

Крымский федеральный округ

-

-

-

-

0,86

43,74

1,85

Республика Крым

-

-

-

-

0,93

50,22

1,85

г. Севастополь

-

-

-

-

0,54

28,72

-

Редакция
Информационного
бюллетеня


Любые перепечатки этой статьи возможны при условии указания источника ввиде активной ссылки на страницу информационного бюллетеня "Законодательные и нормативные документы в ЖКХ" (http://www.cnis.ru/?id=ib)

Хотите читать наши статьи оперативно? Стань нашим подписчиком и получите дополнительные скидки на участие в наших семинарах и при покупке наших сборников.

Закрытие окна