loading...

Аналитика и комментарии

Актуальные статьи из журнала ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В ЖКХ

Актуальные статьи из журнала ФИНАНСЫ И УЧЕТ В ЖКХ

Актуальные статьи из журнала ЦЕНЫ И ТАРИФЫ В ЖКХ

Обязательное применение профстандартов в сфере ЖКХ — уже реальность с 1 июля 2016 года

Информационный бюллетень
"Законодательные и нормативные документы в ЖКХ"
№6 за 2016 год
Законодательные и нормативные документы в ЖКХ

За последнее время в трудовом законодательстве произошло много новых изменений, ключевым из которых является принятие профессиональных стандартов. Только для сферы ЖКХ Минтрудом России разработано и зарегистрировано в Минюсте почти 100 профстандартов, которые сейчас начинают активно внедряться. В ближайшее время их число может увеличиться еще в полтора раза, учитывая утвержденный перечень, который включает 147 профстандартов.

Разработка профессиональных стандартов для ЖКХ в Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года названа важным фактором реализации государственной политики в сфере ЖКХ.

Основной целью применения профстандартов является регулирование трудовых правоотношений в современных условиях, учитывая, что действующие квалификационные справочники значительно устарели и не соответствуют ситуации на рынке труда.

Кроме того, большое количество работодателей в сфере ЖКХ не умеет документировать свои требования к сотрудникам, из-за чего возникают постоянные конфликты между сторонами трудовых отношений. Очень многие работают «по старинке»: локальные акты пишут формально, должностные инструкции и регламенты о работе не актуализированы и часто вообще не соответствуют тому, что фактически делает работник, режимы работы и то, как сотрудник работает фактически, — часто две кардинально разные вещи.

Перечень утвержденных профессиональных стандартов для жилищно-коммунальной сферы приведен нами в конце комментария. Это не только специалисты, имеющие прямое отношение к ЖКХ, но и профессии, которые носят общеотраслевой характер.

Тему профстандартов для ЖКХ мы уже рассматривали на страницах нашего издания1. Однако, если два года назад это были вопросы общего характера (о целях и задачах введения профстандартов, о случаях их применения, об изменениях, которые повлечет их использование), то теперь наиболее актуальным является обязательность их применения.

Новый порядок использования профессиональных стандартов во всех областях, включая сферу ЖКХ, заработает с 1 июля 2016 года. Основанием для этого является закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Стоит отметить, что первоначально планировалось сделать профстандарты обязательными для применения только в государственных и муниципальных организациях. Но в процессе обсуждения текст законопроекта о профстандартах был изменен и требования к квалификации работника оказались обязательными и для частного сектора.

С 1 июля 2016 года в Трудовом кодексе заработают две новые статьи — 195.2 «Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов» и 195.3 «Порядок применения профессиональных стандартов». Последняя статья устанавливает границы применения профессиональных стандартов. Она предусматривает, что профстандарты будут обязательными для всех работодателей в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции. При условии, что эти требования установлены Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативно-право-выми актами Российской Федерации. Поясним как следует понимать последнее.

Трудовой кодекс предусматривает определенные требования к квалификации. Так, например, статьей 328 установлено, что принять на работу, непосредственно связанную с движением транспорта, можно лишь тех, кто прошел специальное профессиональное обучение. Или статьей 330.2, установлено, что работники, принимаемые на подземные работы, должны удовлетворять квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках или соответствовать положениям профстандартов (например, профессиональному стандарту «Изолировщик на подземных работах в строительстве»).

Среди федеральных законов, которыми устанавливаются требования к квалификации работников, можно как пример, отметить Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Требования, установленные ст.7 этого закона, относятся в сфере ЖКХ лишь к главным бухгалтерам ОАО и сводятся к следующему:

  • иметь высшее образование;
  • иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита — не менее пяти лет из последних семи календарных лет;
  • не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Этим же требованиям должно соответствовать и физическое лицо, с которым организация заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. В случае заключения аналогичного договора с юридическим лицом, оно должно иметь не менее одного работника, отвечающего указанным требованиям.

Под иными нормативными правовыми актами имеются в виду постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы федеральных органов исполнительной власти, которые специально устанавливают требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности, носящие нормативный правовой характер. В этом случае в части требований применяются данные нормативные правовые акты.

Согласно положениям статьи 195.3 ТК РФ характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена перечисленными документами, могут применяться работодателями в качестве основы с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Говоря об обязательности применения профессиональных стандартов необходимо также иметь в виду, что согласно ч.2 ст.57 ТК РФ если выполнение работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано с предоставлением компенсаций и льгот, либо наличие ограничений, то данные наименования в трудовых договорах должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, либо профессиональных стандартах.

Что в данном случае необходимо понимать под термином «ограничения»? Например, ограничения законодательно могут быть установлены по полу (на определенных работах запрещено использовать труд женщин), по возрасту (есть работы, на которых запрещено использование труда несовершеннолетних), по образованию.

В этом случае при составлении штатного расписания, при заполнении трудовой книжки работника, а также при изменении тарифного разряда в части наименования должности работника следует руководствоваться действующими в настоящее время Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих и профессиональными стандартами.

Таким образом, обязательность применения требований профессиональных стандартов установлена для случаев, предусмотренных статьями 57 и 195.3 ТК РФ, и не зависит от формы собственности организации.

В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.

Указанное обстоятельство имеет важное значение для ответа на вопрос о возможных санкциях за неприменение или неправильное применение профессиональных стандартов.

Если не соблюдена обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу (для случаев, предусмотренных статьями 57 и 195.3 ТК РФ), то работодателю может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства. Также он может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с ч.1 ст.5.27 Кодекса об административных правонарушениях, предусматривающей административный штраф для должностных лиц в размере от 1 до 5 тыс. руб.; для юридических лиц — от 30 до 50 тыс. руб.

Более серьезное наказание предусмотрено ч.3 ст.5.27 КоАП РФ за ненадлежащее оформление трудового договора, в т.ч. за нарушение нормы, закрепленной в абзаце 3 части 2 статьи 57 ТК РФ, посвященной содержанию трудового договора. Указанной нормой предусмотрено, что если законодательство связывает с выполнением работ по конкретной должности (профессии или специальности) предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то в таком случае в части наименования должности (профессии или специальности) и квалификационных требований к ней работодатели обязаны руководствоваться квалификационными справочниками или профстандартами.

Поэтому работодатель, указавший в нарушение требований абзаца 3 части 2 статьи 57 ТК РФ в трудовом договоре должность (профессию, специальность) без учета положений ЕКС, ЕТКС или профессионального стандарта, может быть привлечен к административной ответственности по ч.3 ст.5.27 КоАП РФ. Административный штраф предусмотрен в размере: для должностных лиц — от 10 тыс. до 20 тыс. руб., для организации — от 50 тыс. до 100 тыс. руб. Для самого работника подобная ситуация чревата возникновением проблем при получении соответствующих льгот и компенсаций (например, при оформлении «льготной» пенсии).

В остальных случаях требования проверяющих органов в части применения профессиональных стандартов неправомерны.

Необходимо также обратить внимание на изменение полномочий Правительства РФ в части профессиональных стандартов. После вступления в силу федерального закона № 122-фз с 1 июля 2016 года порядок применения профстандартов устанавливается самим Трудовым кодексом, а полномочия правительства в этой части утрачиваются.

Уже с самого начала практическое применение профстандартов вызывает множество вопросов. Поэтому Минтруд России наделен правом давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов (ч.3 ст.195.3 ТК РФ, вступающей в силу с 1 июля).

В настоящий момент Минтрудом подготовлен проект приказа «Об утверждении разъяснений по вопросам применения профессиональных стандартов».

После принятия указанный приказ будет являться нормативным правовым актом. Надо заметить, что подготовленные до 1 июля Минтрудом ответы на вопросы (информация Минтруда от 10.02.2016 «О применении профессиональных стандартов в сфере труда», письмо от 04.04.2016 № 14-0/10/13-2253 <Ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов>) не являются нормативными правовыми актами, и представляют документы информационного и разъяснительного характера.

В них, в частности, разъяснено, что замена ЕТКС и ЕКС профессиональными стандартами будет происходить в течение длительного периода.

В случае различия требований к квалификации, содержащихся в квалификационном справочнике и профессиональном стандарте по аналогичным профессиям (должностям) работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт он использует, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Стоит обратить внимание еще на одно изменение, предусмотренное федеральным законом № 122-ФЗ. Оно касается самого понятия профстандарта. Согласно действующей редакции ТК РФ профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. С 1 июля в профессиональный стандарт включается в том числе выполнение определенной трудовой функции.

Какие это может повлечь последствия? Согласно абз.3 ч.2 ст.57 ТК РФ под трудовой функцией понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, а также конкретный вид поручаемой работнику работы. Поэтому, не исключено, что работодателям придется проверять не только соответствие квалификации работника конкретному виду деятельности по должности, но и каждой обязанности, прописанной в трудовом договоре и должностной инструкции. Трудовая функция у должностей с похожими или даже одинаковыми названиями может отличаться. Кроме того, в небольших компаниях нередко работники отвечают не только за свою непосредственную зону ответственности, но и за смежные вопросы (например, секретарь может выполнять функции специалиста по управлению персоналом (кадровика)). И вопрос о том, как поступать работодателям в таких случаях, пока остается открытым.

Важно отметить, что Правительство недавно внесло в Госдуму проект закона о независимой оценке квалификации работников. Предполагается, что закон дополнит вступающую в силу с 1 июля норму о новом порядке применения профессиональных стандартов. Его цель — построение системы независимой оценки квалификации. Сейчас существует возможность пройти независимую оценку по небольшому перечню профессий, которая носит большей частью характер сертификации, зачастую на коммерческой основе. В будущем работники смогут прийти в независимый центр оценки квалификации и, пройдя соответствующие экзамены, получить подтверждение квалификации. Это позволит решить, прежде всего, проблему с проверкой квалификации у работника при приеме на работу. Если соискатель при собеседовании предъявит свидетельство о подтверждении квалификации, то работодателю будет легче понять, какими знаниями и умениями он реально обладает. Потому, что далеко не всегда специалист по подбору персонала в компании в состоянии грамотно оценить квалификацию работника.

Законопроектом «О независимой оценке квалификации» предусматривается формирование объединениями работодателей и профсоюзами системы независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам, основанной на доверии к качеству такой оценки со стороны работодателей и граждан.

В целях организации работы по оценке квалификации в определенном виде профессиональной деятельности создаются советы по профессиональным квалификациям на базе отраслевых (межотраслевых) объединений работодателей или ассоциаций, представляющих профессиональные сообщества. Создан и совет по профессиональным квалификациям в ЖКХ.

Оценку квалификации в форме профессионального экзамена проводят специально отобранные советами центры оценки квалификации (далее — центры) в порядке, установленном Правительством.

В настоящее время показатели деятельности данных советов отражены в распоряжении Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 г. № 881-р, которым утвержден план-график формирования сети центров оценки квалификации.

В частности, согласно плану-графику советом по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве планируется в период 2016-2017 годов (нарастающим итогом) уполномочить для проведения оценки квалификации 46 (в 2016 г.), 98 (в 2017 г.) юридических лиц соответственно. Планируется, что за указанный период оценку квалификации пройдут 4 510 чел. в 2016 г., 31 780 чел. — в 2017 г.

Внедрение профессиональных стандартов для предприятий и организаций ЖКХ — это очень трудозатратная история. Отправление работников в центры независимой оценки квалификации в любом случае будет правом работодателя, а не его обязанностью. Поэтому работодатель сможет решить самостоятельно, нужно ли нести данные затраты.

Изменения, которые сейчас происходят на рынке труда, включая сферу ЖКХ, будут способствовать упорядочению взаимоотношений между работником и работодателем. Многие нерешенные проблемы продолжают лежать в области трудовых отношений. Например, предприятия и организации в сфере ЖКХ мало занимаются нормированием труда. Его применение помогло бы рассчитывать численность необходимого персонала, устанавливать и контролировать выполнение норм, увеличивать мотивацию работников и производительность труда.

Немало надежд связано с использованием профстандартов для изменения катастрофической ситуации, сложившейся с профессионализмом и квалификацией кадров в ЖКХ. Вполне очевидно, что сами по себе кадры, соответствующие новым профстандартам, не появятся. Их нужно готовить, а для этого потребуются соответствующие изменения в образовательных стандартах. Поэтому не случайно, что федеральным законом № 122-фз изменения вносятся одновременно в Трудовой кодекс и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». В последнем уточняется порядок учета профстандартов при формировании требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования и определении продолжительности профобучения.

Однако одна проблема тянет за собой другую. Не секрет, что совершенствование образовательных стандартов даст эффект лишь через несколько лет, а кадровые проблемы ЖКХ требуют неотложных решений. Следовательно, необходимо развивать систему дополнительного профессионального образования и переподготовки. Параллельно предстоит решать и проблему преподавательских кадров, ведь по оценкам экспертов для системы ЖКХ потребуется от трех до пяти тысяч преподавателей.

Без решения этих проблем профстандарты вряд ли заработают и дадут ожидаемый эффект.


См. комментарий, опубликованный в информационном бюллетене № 7 за 2014 год.


Приложение

Перечень
профессиональных стандартов для жилищно-коммунальной сферы


п/п

Наименование профессионального стандарта

Утвержден приказом
Минтруда России:

1

Арматурщик

от 22.12.2014 г. № 1087н

2

Асфальтобетонщик

от 22.12.2014 г. № 1098н

3

Бетонщик

от 10.02.2015 г. № 74н

4

Бухгалтер

от 22.12.2014 г. № 1061н

5

Диспетчер аварийно-диспетчерской службы

от 25.12.2014 г. № 1120н

6

Дорожный рабочий

от 22.12.2014 г. № 1078н

7

Изолировщик на подземных работах в строительстве

от 22.12.2014 г. № 1063н

8

Каменщик

от 25.12.2014 г. № 1150н

9

Котлочист (в системах коммунального теплоснабжения)

от 21.12.2015 г. № 1037н

10

Кровельщик

от 31.10.2014 г. № 860н

11

Лифтер-оператор по обслуживанию лифтов и платформ
подъемных

от 22.12.2014 г. № 1082н

12

Маляр строительный

от 25.12.2014 г. № 1138н

13

Машинист автогрейдера

от 21.112014 г. № 932н

14

Машинист асфальтоукладчика

от 04.12.2014 г. № 973н

15

Машинист бульдозера

от 08.12.2014 г. № 984н

16

Машинист крана

от 04.06.2014 г. № 360н

17

Машинист экскаватора

от 21.11.2014 г. № 931н

18

Монтажник бетонных и металлических конструкций

от 23.03.2015 г. № 185н

19

Монтажник лифтов, платформ подъемных для инвалидов,
поэтажных эскалаторов

от 26.12.2014 г. № 1178н

20

Монтажник наружных трубопроводов инженерных сетей

от 27.04.2015 г. № 253н

21

Монтажник оборудования котельных

от 21.11.2014 г. № 929н

22

Монтажник санитарно-технических систем и оборудования

от 21.12.2015 г. № 1077н

23

Монтажник систем вентиляции и кондиционирования воздуха

от 28.11.2014 г. № 959н

24

Монтажник технологических трубопроводов

от 22.12.2015 г. № 1113н

25

Монтажник технологического оборудования и связанных с ним конструкций

от 21.12.2015 г. № 1074н

26

Огнеупорщик

от 21.12.2015 г. № 1080н

27

Оператор водозаборных сооружений

от 12.03.2015 г. № 158н

28

Оператор на отстойниках и аэротенках систем водоотведения

от 21.12.2015 г. № 1104н

29

Оператор на решетках, песколовках и жироловках

от 21.12. 2015 г. № 1103н

30

Оператор озонаторной установки

от 21.12.2015 г. № 1095н

31

Оператор по доочистке и обеззараживанию очищенных стоков

от 21.12.2015 г. № 1101н

32

Оператор по обработке сырого и илового осадка

от 21.12 2015 г. № 1098н

33

Паркетчик

от 22.12.2014 г. № 1092н

34

Программист

от 18.11.2013 г. № 679н

35

Работник по гидро- и теплоизоляции сетей водо- и теплоснабжения

от 21.12.2015 г. № 1068н

36

Работник по оперативному управлению тепловыми сетями

от 28.12.2015 г. № 1162н

37

Работник по расчету режимов тепловых сетей

от 21.12.2015 г. № 1072н

38

Работник по ремонту оборудования, трубопроводов и арматуры тепловых сетей

от 21.12.2015 г. № 1069н

39

Работник по ремонту трансформаторов и инженерной инфраструктуре электроснабжения населения

от 21.12.2015 г. № 1071н

40

Работник по сортировке твердых коммунальных отходов

от 24.12.2015 г. № 1144н

41

Работник по техническому обслуживанию и ремонту воздушных линий электропередачи

от 29.12.2015 г. № 1178н

42

Работник по техническому обслуживанию и ремонту кабельных линий электропередачи

от 28.12.2015 г. № 1165н

43

Работник по техническому обслуживанию насосных или компрессорных установок инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства (в системах водо- и теплоснабжения)

от 21.12.2015 г. № 1070н

44

Работник по техническому обслуживанию оборудования водоподготовки в системах теплоснабжения

от 24.12.2015 г. № 1122н

45

Работник по техническому обслуживанию (эксплуатации)
систем учета и регулирования потребления электрической и тепловой энергии и воды в жилищно-коммунальном хозяйстве

от 24.12.2015 г. № 1123н

46

Работник по химической водоподготовке котлов

от 24.12.2015 г. № 1130н

47

Работник по эксплуатации оборудования, трубопроводов
и арматуры тепловых сетей

от 28.12.2015 г. № 1164н

48

Работник по эксплуатации полигона твердых коммунальных отходов

от 24.12.2015 г. № 1143н

49

Работник цеха по сортировке твердых бытовых отходов

от 21.12.2015 г. № 1060н

50

Рабочий по комплексной уборке территории, относящейся
к общему имуществу в многоквартирном доме

от 21.12.2015 г. № 1075н

51

Сварщик

от 28.11.2013 г. № 701н

52

Слесарь домовых санитарно-технических систем и оборудования

от 21.12.2015 г. № 1076н

53

Слесарь по ремонту оборудования котельных

от 21.12.2015 г. № 1042н

54

Слесарь строительный

от 25.12.2014 г. № 1137н

55

Слесарь-электрик

от 17.09.2014 г. № 646н

56

«Специалист в области декоративного садоводства

от 08.09.2014 г. № 627н

57

Специалист в области обращения с отходами

от 07.04.2014 г. № 203н

58

Специалист в области охраны труда

от 04.08.2014 г. № 524н

59

Специалист в области ценообразования и тарифного регулирования в жилищно-коммунальном хозяйстве

от 08.06.2015 г. № 366н

60

Специалист планово-экономического сопровождения деятельности организации водоснабжения и водоотведения

от 19.03.2015 г. № 166н

61

Специалист по абонентному обслуживанию потребителей

от 11.04.2014 г. № 243н

62

Специалист по вопросам благоустройства и озеленения
территорий

от 28.12.2015 г. № 1159н

63

Специалист по логистике в сфере обращения с отходами

от 24.12.2015 г. № 1147н

64

Специалист по нанесению покрытий

от 08.09.2014 г. № 613н

65

Специалист по обеспечению промышленной безопасности
при эксплуатации оборудования, работающего под избыточным давлением, и/или подъемных сооружений

от 24.12.2015 г. № 1142н

66

Специалист по оборудованию диспетчерского контроля

от 25.12.2014 г. № 1123н

67

Специалист по работе с просроченной задолженностью

от 07.09.2015 г. № 590н

68

Специалист по системам защитных покрытий поверхности зданий и сооружений опасных производственных объектов

от 13.10.2014 г. № 709н

69

Специалист по управлению жилищным фондом

от 11.04.2014 г. № 233н

70

Специалист по управлению многоквартирным домом

от 11.04.2014 г. № 236н

71

Специалист по управлению персоналом

от 06.10.2015 г. № 691н

72

Специалист по химическому анализу воды в системах водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения

от 15.09.2015 г. № 640н

73

Специалист по эксплуатации водозаборных сооружений

от 11.04.2014 г. № 245н

74

Специалист по эксплуатации воздушных и кабельных муниципальных линий электропередачи

от 08.09.2014 г. № 620н

75

Специалист по эксплуатации и обслуживанию многоквартирного дома

от 11.04.2014 г. № 238н

76

Специалист по эксплуатации котлов на газообразном, жидком топливе и электронагреве

от 11.04.2014 г. № 237н

77

Специалист по эксплуатации котлов, работающих на твердом топливе

от 07.04.2014 г. № 192н

78

Специалист по эксплуатации лифтового оборудования

от 17.01.2014 г. № 18н

79

Специалист по эксплуатации наружных газопроводов низкого давления

от 11.04.2014 г. № 224н

80

Специалист по эксплуатации насосных станций водопровода

от 11.04.2014 г. № 247н

81

Специалист по эксплуатации очистных сооружений водоотведения

от 11.04.2014 г. № 232н

82

Специалист по эксплуатации станций водоподготовки

от 11.04.2014 г. № 227н

83

Специалист по эксплуатации трансформаторных подстанций
и распределительных пунктов

от 17.04.2014 г. № 266н

84

Специалист по эксплуатации трубопроводов и оборудования тепловых сетей

от 11.04.2014 г. № 246н

85

Специалист по эксплуатации элементов оборудования
домовых систем газоснабжения

от 11.04.2014 г. № 242н

86

Специалист по оценке соответствия лифтов требованиям
безопасности

от 20.12.2013 г. № 756н

87

Стекольщик

от 22.12.2014 г. № 1062н

88

Токарь

от 25.12.2014 г. № 1128н

89

Фрезеровщик

от 17.04.2014 г. № 265н

90

Штукатур

от 10.03.2015 г. № 148н

91

Эксперт по оценке соответствия лифтов требованиям безопасности

от 20.12.2013 г. № 753н

92

Электромеханик по лифтам

от 20.12.2013 г. № 754н

93

Электромонтажник домовых электрических систем и оборудования

от 21.12.2015 г. № 1073н

Редакция
Информационного
бюллетеня


Любые перепечатки этой статьи возможны при условии указания источника ввиде активной ссылки на страницу информационного бюллетеня "Законодательные и нормативные документы в ЖКХ" (http://www.cnis.ru/?id=ib)

Хотите читать наши статьи оперативно? Стань нашим подписчиком и получите дополнительные скидки на участие в наших семинарах и при покупке наших сборников.

Закрытие окна