loading...

Аналитика и комментарии

Актуальные статьи из журнала ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В ЖКХ

Актуальные статьи из журнала ФИНАНСЫ И УЧЕТ В ЖКХ

Актуальные статьи из журнала ЦЕНЫ И ТАРИФЫ В ЖКХ

Экономика повышающих коэффициентов: обязательность, учет и налогообложение

Главный редактор ЗАО Центр муниципальной экономики и права В.А. Межецкая Главный редактор
журнала «Финансы и учет в ЖКХ»
В.А. Межецкая


Журнал Финансы и Учет в ЖКХ
№11 за 2016 год
Финансы и учет в ЖКХ

Цель повышающих коэффициентов: наказание или стимулирование?

Первый документ, с которого началось внедрение повышающих коэффициентов - Федеральный закон № 261-ФЗ от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» (далее «Закон № 261-ФЗ). Так, пунктом 2 статьи 13 данного закона установлено, что «Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов... До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов».

Хотя понятие «повышающие коэффициенты» законом № 261-ФЗ установлено не было, он задал «вектор», «направление» осуществления расчетов без повышающих коэффициентов — «таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов» к осуществлению расчетов по приборам учета Хотя пока законодатель не видит никакой разницы между ресурсами и услугами и, по моему мнению, уже окончательно запутался в этих двух понятиях и запутывает потребителей и отраслевые организации.

Вроде хороший посыл — «стимулировать», но что получилось в реалии? И почему повышающие коэффициенты стали не «стимуляторами к установке ИПУ и ОДПУ», а наказанием потребителей (даже появилось понятие «штрафные нормативы»), в особенности тех, кто до сих пор не установил общедомовые приборы учета не по своей вине? В этой статье я попробую объяснить, КАК ДО СИХ ПОР заблуждаются федеральные чиновники и как начислять, вести учет, расходовать и отчитываться за повышающие коэффициенты управляющим и ресурсоснабжающим организациям.

Когда можно применять повышающие коэффициенты

Следующий шаг, который был сделан после Закона № 261-ФЗ и включения повышающих коэффициентов в пока не работающий подпункт у (1) пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг (который начал действовать с 1 июля 2013 года, но без реального механизма является «пустышкой»), был первой ошибкой федеральных чиновников. С 1 января 2015 года произошло установление повышающих коэффициентов не к плате за коммунальные ресурсы (как это было задекларировано в Законе № 261-ФЗ), а к нормативам на коммунальные услуги! Так, постановлениями Правительства РФ от 16 апреля 2013 г. № 344 и от 17 декабря 2014 г. № 1380 повышающие коэффициенты были введены в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306 (далее «Правила № 306»). Причем, первым постановлением - к нормативам, установленным методом аналогов, и только вторым (больше чем через год) к нормативам потребления, установленным расчетным методом.

Но перед всеми этими изменениями в базовые отраслевые Правила (354ПП и 306ПП), федеральные чиновники ЗАБЫЛИ самое главное — «внести» повышающие коэффициенты в жилищное законодательство, а именно, ни много, ни мало, в Жилищный кодекс Российской Федерации. И эта ошибка была исправлена только в прошлом году Федеральным законом № 176-ФЗ от 29.06.2015 г. (через пять лет после выхода Закона № 261-ФЗ). Так в жилищном законодательстве был почти создан механизм расчетов за коммунальные услуги/ресурсы с повышающими коэффициентами, поэтому законно их начинать применять управляющим и ресурсоснабжающим организациям можно было только с 30 июня 2015 года и при соблюдении ряда условий. Фактически же они применялись с 1 января 2015 года и поэтому в прошлом году началась активная судебная практика по оспариванию начислений за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов потребителями. Более того, механизм расчета, начисления и взимания платы за коммунальные услуги/ресурсы с применением повышающих коэффициентов создан не полностью — до сих пор существуют открытые вопросы по правильному использованию и налогообложению повышающих коэффициентов с учетом их задекларированной Законом № 261-ФЗ цели.

Размеры повышающих коэффициентов: кризис «умерил апПетиты»[1]

Размеры повышающих коэффициентов, установленные постановлением Правительства № 344, действующие до 30 июня 2016 года, были следующими:

на первое полугодие 2015 года — 1,1;

на второе полугодие 2015 года — 1,2;

на первое полугодие 2016 года — 1,4;

со второго полугодия 2016 года — 1,5;

на 2017 год — 1,6.

В моей первой статье о повышающих коэффициентах[2] я писала, что Минстрой России планировал утвердить повышающие коэффициенты с 1 января по 30 июня 2016 года — 3, а с 1 июля 2016 года — 5. То есть больше чем на 30% увеличить для таких потребителей плату за коммунальные услуги в условиях экономического кризиса. Реализация этой нормы вызывала сомнение, поскольку могла вызвать в малых городах социальный взрыв, чем я и поделилась в журнале с подписчиками. К тому же некоторые регионы с 1 января 2015 года установили новые, более высокие (без повышающих коэффициентов) нормативы по отоплению. А если применить «штрафные нормативы» еще и по ХВС (во многих городах очень низкий % установки ОДПУ по ХВС[3]) — социального напряжения было не избежать.

После большой паузы (почти год проект изменений в 306 Правила и 354 Правила обсуждался с экспертным сообществом и согласовывался с другими министерствами и ведомствами) 30 июня 2016 года вышло постановление Правительства РФ № 603 (далее «постановление № 603»), которым повышающие коэффициенты были... снижены по сравнению с установленным ранее 306 Правилами уровнем. И теперь размер повышающих коэффициентов на 2016 год составляет 1,4 (вместо 1,5 во второй половине 2016 года) и 1,5 с 1 января 2017 года (вместо 1,6).

Более того, важно понимать, в каких случаях повышающие коэффициенты применяются, а в каких – нет. Ведь на управляющих и ресурсоснабжающих организациях (в зависимости от применяемой системы расчетов и договорных отношений) лежит административная ответственность и ожидаются изменения по установлению размеров штрафных санкций[4] за неправильные начисления по коммунальным услугам.

От «повышенных нормативов» к самостоятельному начислению повышающих коэффициентов

До 30 июня 2016 года применение повышающих коэффициентов осуществлялось путем определения соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг с учетом повышающих коэффициентов, установленных тринадцатью пунктами Правил № 306[5]. Эта схема, придуманная Минстроем России, как я уже отметила ранее, была ошибочной и создала в очередной раз много проблем исполнителям и потребителям коммунальных услуг. «Повышенные» нормативы потребления коммунальных услуг должны были быть определены уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые устанавливать в большинстве субъектов РФ такие нормативы не торопились, так как предполагали последствиями таких действий обострение социальных региональных проблем. При этом, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации должны были содержать как нормативы потребления коммунальных услуг, определенные без повышающих коэффициентов (так называемые «базовые нормативы»), так и нормативы, определенные с применением соответствующих повышающих коэффициентов («повышенные нормативы»)[6] . То есть ранее, до 30 июня 2016 года, повышающие коэффициенты, предусмотренные Правилами № 306, применялись в обычных случаях только уполномоченным органом и только при определении нормативов потребления коммунальных услуг. Для применения исполнителем коммунальных услуг нормативов потребления коммунальных услуг в повышенном размере в обычных случаях начисления платы необходимо было принятие уполномоченным органом нормативного акта, которым должны были быть утверждены нормативы потребления коммунальных услуг с учетом повышающих коэффициентов. При отсутствии соответствующего нормативного акта субъекта Российской Федерации, исполнитель коммунальных услуг не вправе был самостоятельно применять норматив потребления коммунальных услуг с учетом повышающих коэффициентов (за исключением случаев, установленных пунктами 60, 601, 602 Правил № 354). Региональные ГЖИ и суды выносили решения не в пользу исполнителей коммунальных услуг[7], ведь повышенные нормативы были установлены только в ряде регионов.

Исполнитель коммунальных услуг вправе (!) был не ждать утвержденные уполномоченным органом нормативы потребления в так называемых «особых» случаях:

1) При расчете платы за коммунальные услуги холодного, горячего водоснабжения и электроснабжения на общедомовые нужды (п.60 (1) Правил № 354 в редакции 344ПП);

2) При расчете платы за индивидуальное потребление после истечения 3 расчетных периодов для жилого помещения, когда плата за КУ для жилого помещения рассчитывалась по среднемесячному объему (до даты возобновления учета) при выходе из строя индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, утрате ранее введенного в эксплуатацию ИПУ либо истечении срока его эксплуатации (п.60,59 (а) Правил № 354 в редакции 344ПП);

3) При расчете платы за индивидуальное потребление после истечения 3 расчетных периодов для жилого помещения, когда плата за КУ для жилого помещения рассчитывалась по среднемесячному объему (до даты возобновления учета) при недопуске 2 и более раз потребителем в занимаемое им жилое помещение исполнителя для проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию ИПУ и при условии составления исполнителем акта об отказе в допуске к прибору учета (п.60 (2) Правил № 354 в редакции 344ПП).

Только в перечисленных выше 1), 2) и 3) случаях было правомерно (так как это было установлено непосредственно нормами Правил № 354), плату за соответствующую коммунальную услугу рассчитывать самостоятельно исходя из базовых нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающих коэффициентов, предусмотренных Правилами № 306.

Постановлением № 603 из Приложения № 1 к Правилам № 306 были удалены все пункты, касающиеся повышающих коэффициентов, а в пункт 42 Правил № 354 был включен дополнительный абзац, согласно которому при наличии технической возможности установки приборов учета холодной и горячей воды, электрической энергии размер платы за коммунальную услугу по холодному и горячему водоснабжению, электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении в МКД, определяется по формуле 4(1) Приложения № 2 Правил № 354 исходя из норматива потребления с учетом повышающего коэффициента. Если же на горячую воду установлен двухкомпонентный тариф, подлежит применению формула 23(1), которая предусматривает применение повышающего коэффициента к нормативу потребления коммунальной услуги горячего водоснабжения:

 

Компонент на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, самостоятельной услугой не является. В связи с чем, при отсутствии приборов учета в формуле 23(1) Приложения № 2 к Правилам № 354 учитывается объем потребления горячей воды, определенный исходя из соответствующих нормативов с применением повышающего коэффициента.

Таким образом, только через 1,5 года после включения повышающего коэффициента в норматив потребления, он был «выведен» оттуда и переведен в общие формулы расчета платы за коммунальные услуги и с
30 июня 2016 года практически во всех случаях исполнителю коммунальных услуг можно рассчитывать плату за коммунальные услуги самостоятельно (без наличия «повышенных нормативов»).

Применение «повышенных нормативов» потребления еще возможно?

Почему «практически» — Минстрой России до сих пор дает разъяснения[8] , что повышающие коэффициенты применяются при расчете платы за коммунальные услуги в порядке их включения в нормативы потребления коммунальных услуг при расчете платы за индивидуальное потребление в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию ИПУ, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо  истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки (в расчетные периоды для жилого помещения, превышающие 3 месяца, для нежилого помещения — 2 месяца). И это СЕЙЧАС это действительно установлено абзацем 1 пункта 60 Правил № 354 с «отсылкой» на подпункт «а» пункта 59 Правил № 354, и не изменено постановлением № 603.

То есть полную самостоятельность исполнителю коммунальных услуг пока не предоставляют, хотя, этот пункт Правил № 354 и разъяснение Минстроя России представляется очень спорным. Ведь в этом случае
(с учетом разъяснений самого Минстроя России), определение исполнителем коммунальных услуг размера платы за коммунальные услуги в соответствии с пунктом 60 Правил № 354 возможно, но оно ... временно.
И в письме от 2 сентября 2016 г. № 28483-АЧ/04 Минстрой России это противоречие сам же подтверждает:

«В пункте 60 Правил № 354 предусмотрено применение повышающих коэффициентов в порядке их включения в состав нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Правилами № 306 в период до 1 июля 2016 года. Соответственно определение исполнителем коммунальных услуг размера платы за коммунальные услуги в соответствии с пунктом 60 Правил № 354 возможно в случаях сохранения действия в период после 1 июля 2016 года таких нормативов коммунальных услуг».

Таким образом Минстрой хочет «разъяснить» очередную техническую ошибку, в результате которой постановлением № 603 в пункт 60 Правил № 354 просто не были внесены изменения (об этом пункте, видимо просто забыли[9] ). И в уже подготовленной НОВОЙ РЕДАКЦИИ ПРАВИЛ, проект которой есть на официальном сайте Минстроя России[10], эта ошибка ... исправляется новым изложением 60 пункта в Правилах № 354:

«По истечении указанных в пункте 59 настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающих коэффициентов, величина которых в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 г. — 1,5».

То есть «задним числом» дадут «индульгенцию» применения повышающих коэффициентов и в этом «особом случае», который никаким особым, по сути, не является.

 

Условия применения повышающих коэффициентов

Каковы же основные условия применения повышающих коэффициентов сейчас, после изменений, внесенных постановлением Правительства РФ № 603 от 29.06.2016 г.? Ведь теперь этот барьер (повышенные нормативы потребления) с учетом вышесказанного почти устранен. Теперь повышающие коэффициенты применяются к плате за коммунальные услуги (ресурсы) в следующих случаях:

1. Главное условие, когда применяются повышающие коэффициенты — отсутствуют индивидуальные и общедомовые приборы учета. Это первое, но не единственное условие.

2. Второе условие — есть техническая возможность для установки индивидуальных и общедомовых приборов учета. При отсутствии технической возможности установки приборов учета, что должно подтверждаться соответствующим актом, составленным в порядке и по форме, установленным приказом Минрегиона России № 624, при расчете размера платы за соответствующую коммунальную услугу повышающие коэффициенты не применяются.

Для начисления платы с учетом повышающих коэффициентов акт больше не нужен

Ранее для того, чтобы применять нормативы потребления, установленные с учетом повышающих коэффициентов при расчете платы за коммунальные услуги, исполнителю коммунальных услуг необходимо было провести обследование многоквартирных и жилых домов (!) на предмет возможности — невозможности установки приборов учета коммунальных услуг/ресурсов и иметь акты обследования как по общедомовым, так и по индивидуальным приборам учета по форме, установленной приказом № 627[11]. Однако прямая норма в законодательстве и нормативно-правовых актах, которая бы предписывала проводить такие обследования управляющими и ресурсоснабжающими организациями, отсутствовала. Были разъяснения Минстроя России[12] и «директивы» региональных органов власти[13] инициировать составление акта о возможности или невозможности установки приборов учета на каждый конкретный дом исполнителем коммунальной услуги и без данного акта начислять плату собственникам многоквартирных домов с учетом повышающих коэффициентов у исполнителей коммунальных услуг не было оснований. Судебная практика также подтверждала, что без наличия доказательств (акта) исполнитель коммунальных услуг не имел права применять повышающие коэффициенты[14]. Инициировать составление акта о невозможности установки индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета, по мнению нашей организации, должен был исполнитель коммунальной услуги, а общедомовых — ресурсоснабжающая организация (так как любое обследование без специалиста РСО будет формальным, ведь РСО выдает технические условия на установку приборов учета, согласовывает проект установки конкретного ОДПУ и, в конечном счете, выдает допуск к коммерческому учету). Об этом мы написали в прошлом году в Минстрой России и, учитывая, что приказ Минрегиона России от 29.12.2011 г. № 627 формулирует только критерии и форму акта обследования, но не определяет и не обязывает, кто должен проводить обследования с целью определения технической возможности установки ОДПУ и ИПУ на всех МКД, когда и за чьи средства, мы предлагали внести изменения в данный документ.

Но Минстрой России в постановлении Правительства РФ № 603 изложил позицию, отличную от рекомендованной им же ранее[15] . То есть на 180 градусов отвернулся от собственника МКД, установив для него еще одно дополнительное наказание — организовать обследование и каким-то образом получить акт отсутствия технической возможности установки приборов учета. Но каким образом — не сказал и теперь акт обследования должен предоставить потребитель (формулы 4(1) и 23(1) Приложения № 2 Правил № 354). Таким образом, пассивное поведение потребителей теперь дает возможность исполнителю коммунальных услуг применять повышающие коэффициенты без наличия у него документального основания в виде Акта обследования.  То есть исполнителю коммунальных услуг дано право считать, что техническая возможность установки прибора учета есть «по умолчанию». Позиция Минстроя при подготовке проекта постановления была следующей — то лицо, которое обязано установить прибор учета и должно доказать невозможность его установки.

Теперь только от самого потребителя зависит, перестанет ли исполнитель увеличивать размер платы на повышающий коэффициент.  Повышающий коэффициент перестает применяться, если потребителем представлен акт обследования, подтверждающий отсутствие технической возможности установки прибора учета (начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт). Фраза «начиная с расчетного периода» говорит о невозможности перерасчета предыдущих периодов, уже начисленных и предъявленных потребителю.

Хочется спросить федерального законодателя — это штрафная санкция за пассивное поведение потребителя или ...? Более того, действующее законодательство не содержит норм, обязывающих исполнителя коммунальных услуг присутствовать при обследовании и подписывать акт. Исходя из пояснений к графе 3 формы акта, утвержденной приказом № 627, при обследовании могут присутствовать лицо, ответственное за содержание общего имущества, и иные лица. Но потребитель в этом вопросе может обойтись и без исполнителя коммунальных услуг и обратиться в любую специализированную организацию, которая занимается данным видом деятельности, что может вызвать разногласия с исполнителями коммунальных услуг и потребует дополнительных обследований и уточнения акта с участием исполнителей коммунальных услуг.

Когда не применяются повышающие коэффициенты

1. Повышающие коэффициенты не применяются при наличии акта обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки соответствующих приборов учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт[16].

2. Повышающие коэффициенты не применяются в отношении собственников помещений, расположенных в домах, отнесенных к ветхим или аварийным, подлежащим сносу или капитальному ремонту до
1 января 2013 года
(п.1 Закона № 261-ФЗ).

3. Повышающие коэффициенты также не применяются в многоквартирных домах:

– мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт
(в отношении организации учета используемой электрической энергии)

– максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гикокалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии)

– максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа),

поскольку на такие дома не распространяется требование статьи 13 Закона № 261-ФЗ в части обеспечения оснащения приборами учета потребляемых энергетических ресурсов (п.1 Закона № 261-ФЗ).

Эта норма может позволить не применять повышающие коэффициенты к некоторым типам двухэтажных домов, а также к одноподъездным пятиэтажным домам.

В своем разъяснении[17] Минстрой России указывает, что такой критерий используется исполнителем коммунальных услуг в силу соответствующей информации, содержащейся в технической документации на многоквартирный дом или в соответствующем уведомлении органа местного самоуправления.

4. Правила № 354 не содержат случаев применения повышающих коэффициентов при определении в соответствии с пунктом 42 правил № 354 размера платы за коммунальные услуги горячего водоснабжения, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным прибором учета горячей воды при нецентрализованной системе теплоснабжения, горячего водоснабжения в многоквартирном доме (с применением пункта 54 Правил № 354)[18].

5. Правила № 354 не содержат случаев применения повышающих коэффициентов при определении размера платы за коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения в коммунальных квартирах.

6. Правила № 354 не содержат случаев применения повышающих коэффициентов при определении размера платы за коммунальные услуги  в жилых домах, не оборудованных квартирными приборами учета воды, электрической энергии (с применением пункта 50 Правил № 354).

7. Правила № 354 не содержат случаев применения повышающих коэффициентов при определении в соответствии с пунктом 42 размера платы за коммунальную услугу водоотведения. До 30 июня 2016 г. через определение норматива потребления данной услуги путем суммирования нормативов потребления холодной и горячей воды фактически выставление повышенной платы за водоотведение было возможно. Теперь, когда повышающий коэффициент не участвует в определении норматива, а учитывается при расчете платы за холодное и горячее водоснабжение, плата за водоотведение отражает стоимость базового потребленного в помещении объема воды. Что касается расчетов управляющей организации с РСО за отведение сточных вод, следует отметить, что в пп.«в» пункта 21 Правил № 124 появилась оговорка, что данная формула применяется при расчете объема коммунального ресурса, за исключением объема сточных бытовых вод. Таким образом, в отсутствие каких-либо дополнительных разъяснений необходимо воспользоваться общим правилом о том, что обязательства управляющей организации перед РСО не могут быть больше, чем обязательства потребителей перед управляющей организацией. Значит, при отсутствии в МКД ОДПУ и ИПУ сточных вод управляющая организация должна оплачивать в пользу РСО объем стоков, соответствующий объему, исходя из которого вносят плату потребители (при наличии ИПУ холодной и горячей воды — объем фактического потребления воды в помещениях, при отсутствии ИПУ воды — по нормативу потребления коммунальной услуги водоотведения).

8. По-прежнему Правила № 354 не содержат случаев применения повышающих коэффициентов при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению равномерно на год, но теперь только в том случае, если при расчете платы применяются нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению по состоянию на 30 июня 2012 года. В постановлении № 603 появилась новая формула 2(4), хотя в пункте 42(1) почему-то «отсылки» на эту формулу нет (видимо, это еще одна недоработка разработчиков постановления № 603). Данное положение Правил будет «работать» до 1 января 2020 года[19], то есть до завершения перехода к единым на территории субъекта Российской Федерации нормативам потребления коммунальных услуг[20].

9. Если многоквартирный дом не оснащен общедомовыми приборами учета (кроме общедомового прибора учета тепловой энергии), плата за коммунальные услуги на ОДН для потребителей рассчитывается исходя из установленного норматива потребления (п.48 и формула 10 Приложения № 2 Правил № 354). Применение повышающих коэффициентов к плате за коммунальные услуги на ОДН сейчас Правилами № 354 не предусмотрено (ранее повышающие коэффициенты при расчете нормативов потребления КУ на ОДН были в Правилах № 306).

Условия применения повышающих коэффициентов в договорах ресурсоснабжения

Постановлением № 603 внесены изменения в Правила, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 г. № 124 (далее «Правила № 124»), в части установления новых правил формирования условий договора ресурсоснабжения, заключаемого ресурсоснабжающей организацией с исполнителем коммунальной услуги по отоплению, в части определения объемов, стоимости и порядка оплаты коммунальных ресурсов, поставляемых в многоквартирные дома, жилые дома в целях предоставления в многоквартирном доме, жилом доме коммунальной услуги по отоплению.

Под коммунальным ресурсом в указанных целях в соответствии с пунктом 42.1 и пунктом 54 Правил № 354 понимаются тепловая энергия, а также газ, электрическая энергия и холодная вода, подаваемые в многоквартирный дом в целях производства тепловой энергии с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, имущества собственника жилого дома.

Новая редакция пункта 21 Правил № 124 не изменяет действующий ранее порядок определения объемов коммунальных ресурсов, поставляемых по договору ресурсоснабжения в целях предоставления в многоквартирном доме, жилом доме коммунальной услуги по отоплению. Такой объем определяется:

– в МКД, оборудованном ОДПУ коммунального ресурса, в жилом доме, оборудованном ИПУ коммунального ресурса, — исходя из показаний таких приборов учета (подпункт «а» и «б» пункта 21 Правил № 124;

– в МКД, не оборудованном ОДПУ тепловой энергии, в жилом доме, не оборудованном ИПУ тепловой энергии, а также при выходе из строя, утрете, истечения срока эксплуатации общедомового (индивидуального в жилом доме) прибора учета — по расчетной формуле, приведенной в подпункте «в» пункта 21 Правил № 124, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению или среднемесячных объемов тепловой энергии, определяемых в порядке и в случаях, указанных в пункте 59.1 Правил № 354.

Пункт 22 Правил № 124, устанавливающий порядок определения в договоре ресурсоснабжения стоимости коммунального ресурса, поставленного в МКД, жилой дом в целях предоставления коммунальных услуг отопления, дополнен подпунктом «е», в соответствии с которым стоимость тепловой энергии, поставленной в МКД, в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и суммарной площади жилых и нежилых помещений в МКД с применением повышающего коэффициента в следующих случаях[21]:

– в МКД, не оборудованном ОДПУ, в котором собственники помещений имеют обязанность устанавливать такой прибор учета и при наличии технической возможности его установки;

– по истечение 2 месяцев после выхода из строя, утраты, истечения срока эксплуатации ранее установленного ОДПУ в МКД;

– при непредставлении исполнителем сведений о показаниях ОДПУ тепловой энергии в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения. Так, подпункт «г» пункта 3 постановления Правительства № 124 устанавливает, что «включаемое в договор ресурсоснабжения в соответствии с подпунктом «д» пункта 18 Правил № 124 условие о сроках предоставления исполнителем ресурсоснабжающей организации информации, необходимой для определения объемов поставляемого по этому договору коммунального ресурса, устанавливается с учетом сроков передачи потребителями коммунальных услуг показаний индивидуальных (квартирных) приборов учета коммунальных услуг по договору оказания коммунальных услуг (если такие сроки установлены)». В подпункте «д» пункта 18 Правил № 124 установлено, что в договоре ресурсоснабжения предусматриваются «обязательства сторон по снятию и передаче показаний приборов учета  и (или) иной информации, используемых для определения объемов поставляемого по договору ресурсоснабжения коммунального ресурса, в том числе объемов коммунальных ресурсов, необходимых для обеспечения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям нежилых помещений в МКД, сроки и порядок передачи указанной информации, а также порядок проверки ресурсоснабжающей организацией показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Если иное не установлено соглашением сторон, исполнитель предоставляет ресурсоснабжающей организации соответствующую информацию до 1-го числа месяца, следующего за расчетным».

– при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии или проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учета.

Как начислять плату по повышающим коэффициентам и организовать учет средств

Исполнителю коммунальных услуг

Сейчас пп.«у (1)» п.31 Правил № 354 устанавливает, что деньги, полученные от применения повышающих коэффициентов, должны учитываться отдельно и могут расходоваться только на мероприятия по энергосбережению общедомового имущества. Как я написала выше, в своем прошлогоднем проекте (который так и не был принят) Минстрой России предполагал расшифровать эту фразу следующим образом: «включая установку приборов учета и организацию системы учета коммунальных услуг и ресурсов, установление устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также компенсацию задолженности по оплате услуг по установке коллективных (общедомовых) приборов учета на основании соответствующих договоров, установку пломб и защитных устройств на приборы учета». Было бы, наверное, правильным, чтобы направления расходования средств были именно таким образом сформулированы, так как все-таки основное предназначение повышающих коэффициентов - стимулирование потребителей на установку приборов учета. Соответственно, и средства, получаемые от применения повышающих коэффициентов, должны направляться не только на их установку, но и на совершенствование контроля за их применением. Причем данные средства должны были бы таким образом использоваться как исполнителями коммунальных услуг, так и ресурсоснабжающими организациями.

Но в случае если исполнителем коммунальной услуги является управляющая организация, ТСЖ, жилищный, жилищно-строительный или иной специализированный потребительский кооператив, объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в МКД, не оборудованный ОДПУ, определяется по формуле, предусмотренной подпунктом «в» пункта 21 Правил № 124. При этом в зависимости от условий и оснований в качестве норматива потребления коммунальной услуги в расчетной формуле используются значения нормативов с применением и без применения повышающих коэффициентов. Таким образом, объем денежных средств в оплату коммунального ресурса, подлежащий перечислению исполнителем коммунальных услуг ресурсоснабжающей организации в отсутствие в многоквартирном доме общедомового прибора учета, учитывает применение в отношении потребителей повышающих коэффициентов. В этом случае у исполнителя не возникает разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, в связи с чем, соответственно, отсутствует и обязанность по исполнению требований подпункта «у» (1) пункта 31 Правил № 354.

Объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в МКД, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, в соответствии с подпунктом «а» пункта 21 Правил № 124 определяется по показаниям ОДПУ, независимо от наличия или отсутствия в МКД индивидуальных приборов учета и применения в отношении потребителей повышающих коэффициентов. Соответственно, объем денежных средств, подлежащих перечислению исполнителем ресурсоснабжающей организации в оплату коммунального ресурса при наличии в МКД общедомового прибора учета, не учитывает применение в отношении потребителей повышающих коэффициентов. В этом случае у исполнителя коммунальной услуги — УО, ТСЖ (ЖК, ЖСК) возникает разница при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, в связи с чем, соответственно, существует обязанность по исполнению требований подпункта «у» (1) пункта 31 Правил № 354. Минстрой России в своем последнем по повышающим коэффициентам официальном письме[22] разъяснил, что «Денежные средства, полученные исполнителем коммунальной услуги в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов и повышенных нормативов направляются исполнителем на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности в соответствии с требованиями подпункта «у» (1) пункта 31 правил № 354 и в рамках обязанностей, возложенных Федеральным законом № 261-ФЗ». Таким образом, для выполнения данной обязанности, по таким МКД (где есть ОДПУ и нет полностью или частично ИПУ) управляющая организация (ТСЖ, ЖК и ЖСК) должна вести отдельный учет средств, полученных с применением повышающих коэффициентов.

Минстрой России также дополнительно разъяснил, что «средства исполнителей коммунальных услуг от продажи коммунальных услуг с применением повышенных нормативов или с применением повышающих коэффициентов, приведенных в пунктах 42, 42.1 и 60.1 Правил № 354, составляют доходы исполнителей коммунальных услуг, направляемые на проведение энергоэффективных мероприятий в период проведения таких мероприятий, конкретный перечень которых определяется по усмотрению исполнителя коммунальных услуг»[23].

При этом только в случае, если эта сумма будет выделена в платежном документе отдельной строкой или будет выставлен отдельный платежный документ, эту плату можно отделить от общей суммы оплаты коммунальных услуг. Минстрой России в этом же своем официальном письме разъяснил, что «при оформлении платежных документов на оплату коммунальных услуг и тепловой энергии, поставленной по договору теплоснабжения исполнителю коммунальных услуг, размер платы за коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения и стоимость тепловой энергии по договору теплоснабжения, определяемые с учетом повышающего коэффициента, подлежат указанию отдельно без повышающего коэффициента и в части, превышающей рассчитанную с учетом повышающего коэффициента над рассчитанной без повышающего коэффициента».

Ресурсоснабжающей организации

В случае если исполнителем коммунальной услуги является управляющая организация, ТСЖ, жилищный, жилищно-строительный или иной специализированный потребительский кооператив, объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в МКД, не оборудованный ОДПУ, определяется по формуле, предусмотренной подпунктом «в» пункта 21 Правил № 124. При этом в зависимости от условий и оснований в качестве норматива потребления коммунальной услуги в расчетной формуле используются значения нормативов с применением и без применения повышающих коэффициентов. Таким образом, объем денежных средств в оплату коммунального ресурса, подлежащий перечислению исполнителем коммунальных услуг ресурсоснабжающей организации в отсутствие в многоквартирном доме общедомового прибора учета, учитывает применение в отношении потребителей повышающих коэффициентов. То есть управляющая организация, ТСЖ и пр. (исполнитель коммунальной услуги) будет перечислять средства, полученные в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов ресурсоснабжающей организации. Это будет для РСО дополнительной выручкой, которую нужно будет отдельно учитывать и в связи с этим у ресурсоснабжающей организации возникает необходимость организовать отдельный учет доходов, расходов и объемов, но это требует внесения соответствующих изменений в действующие нормативно-правовые акты по ведению раздельного учета ресурсоснабжающими организациями (Приказ Минэнерго России от 13.12.2011 г. № 585, приказ ФСТ России от 12.04.2013 г. № 91, приказ Минстроя России от 25.01.2014 г. № 22/пр). Сейчас таких обязательных норм в действующих правилах раздельного учета для РСО не предусмотрено и поэтому все ресурсоснабжающие организации продолжают отражать эти средства в общей выручке. И именно поэтому Минстрой в своем втором в этом году разъяснении[24] по повышающем коэффициентам указал, что «средства от продажи коммунальных ресурсов в указанных выше случаях, а также с учетом применения повышающих коэффициентов, введенных в Правила № 124 постановлением № 603, формируют доходы ресурсоснабжающих организаций, используемые последними в целях осуществления расходов по регулируемой деятельности».

В случае если ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальных услуг, плата за предоставленные потребителям коммунальные услуги, в том числе в случае применения в отношении потребителей повышающих коэффициентов, независимо от наличия или отсутствия в многоквартирном доме коллективного (общедомового) и индивидуальных приборов учета, учитывается у ресурсоснабжающей организации в объеме ее реализации коммунального ресурса». 

Налогообложение платы с применением повышающих коэффициентов

В июле этого года Минфин России сделал официальное разъяснение[25], что:

– средства, поступающие на счет ресурсоснабжающей организации в виде платы за коммунальные услуги, учитываются в составе доходов в полном объеме и, соответственно, подлежат налогообложению налогом на прибыль;

– денежные средства, полученные ресурсоснабжающей организацией в виде разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги, включаются в налоговую базу по НДС.

О налогах, которые возникают у исполнителей коммунальных услуг, так как плата за коммунальные услуги — сейчас это доходы, и, соответственно, выручка от реализации, пока никто не говорит и не пишет. Это, разумеется, не предмет Правил предоставления коммунальных услуг. Поэтому есть большая вероятность появления в будущем споров с собственниками многоквартирных домов и судебной практики по этим средствам.  Это «еще одна подножка для управляющих организаций» и как ее избежать — думаю, ответ на этот вопрос надо ждать от Минстроя России, который должен инициировать внесение изменений в налоговое законодательство[26]. Ведь эти денежные средства не должны быть доходами управляющих организаций, так как являются, по сути, целевыми средствами. Такую концепцию Минстрой России закладывал и в проект прошлогодних изменений в Правила № 354, о которых я упоминала выше[27], но действующее законодательство не дает оснований считать, что у УО возникают целевые средства, не включаемые в налогооблагаемую прибыль и не связанные с оплатой реализованных коммунальных услуг. В силу того, что в 25 главе НК РФ отсутствуют положения, освобождающие полученные денежные средства от применения повышающих коэффициентов от налогообложения и не определен порядок использования данных сумм (встречные обязательства управляющей организации), экономическая выгода возникает в момент получения дохода в виде платы за коммунальные услуги в полном объеме. Начисленная по всем правилам плата за реализованные коммунальные услуги составляет выручку от реализации — налоговую базу по НДС и денежные средства от применения повышающих коэффициентов включаются в реализацию коммунальных услуг для целей НДС и подлежат налогообложению. В случае применения льготы по НДС в соответствии с пп.29 пункта 3 статьи 149 НК РФ и ведения раздельного учета по НДС, данные денежные средства от применения повышающих коэффициентов не подлежат налогообложению.

Но есть разъяснения экспертов, в которых приведены т.н. «аргументы смелого налогоплательщика» (хотя на сегодняшний день такой подход следует расценивать как рискованный с точки зрения налогообложения). Так, как при получении платы с учетом повышающих коэффициентов у управляющей организации возникает обязательство направить денежные средства от применения повышающих коэффициентов на финансирование мероприятий по энергосбережению, до принятия решения общим собранием собственников помещений в МКД данные суммы принадлежат собственникам помещений и УО не вправе распоряжаться ими по своему усмотрению (по аналогии со средствами на текущий ремонт общего имущества). После принятия такого решения суммы приобретают статус авансов, затем в момент выполнения работ возникают доходы от реализации и только в этот момент возникает налогооблагаемая база по налогу на прибыль. По НДС аналогична ситуация. Пока не возникло конкретное обязательство по выполнению мероприятий (объект налогообложения), суммы сборов на его финансирование не включаются в налогооблагаемую базу по НДС. После принятия общим собранием решения об использовании накопленных средств они приобретают статус предоплаты и включаются в налоговую базу (либо не включаются при условии применения льготы). Более того, в Налоговом Кодексе есть специальные нормы, выводящие такой резерв из-под налогообложения (пп.14 п.1 статьи 251 НК РФ, пп.1 п.3 статьи 162 НК РФ). При этом в бухгалтерском учете необходимо иметь информацию о данных денежных средствах, полученных от применения повышающих коэффициентов и в связи с тем,  чтобы исполнить обязанность, установленную пп.«у» (1) п.31 Правил № 354, и в связи с тем, чтобы в случае введения данной отчетности (например в договоре управления или ГИС ЖКХ) доказать, что эти суммы были израсходованы или в случае, если они не были израсходованы, вернуть эти деньги на расчетный счет другой управляющей организации (например, при расторжении или окончании договора управления) либо ТСЖ (при выборе собственниками другого способа управления МКД). Дабы не быть обвиненной в неосновательном обогащении и не лишиться через это лицензии на ведение деятельности по управлению многоквартирными домами.

 

В следующих номерах журнала мы продолжим обсуждать данную тему, так как в наш адрес поступают вопросы, и эта тема является довольно актуальной на проводимых нами вебинарах и семинарах. Пишите и задавайте вопросы.

 



[1]См. статью в журналах «Финансы и учет в ЖКХ», № 1-2 и № 3 за 2015 год в рубрике «Комментарии специалистов», «Повыша-ющие коэффициенты: как начислять, вести учет, как расходовать и отчитываться».

[2] См. статью в журналах «Финансы и учет в ЖКХ», № 1-2 и № 3 за 2015 год в рубрике «Комментарии специалистов», «Повышающие коэффициенты: как начислять, вести учет, как расходовать и отчитываться».

[3] См. статистический сборник «Цены и тарифы в ЖКХ».

[4] Федеральным законом № 176-ФЗ от 30.06.2015 г. в статью 157 ЖК РФ были внесены изменения, однако до настоящего времени отсутствуют подзаконные акты, устанавливающие порядок и размер штрафов.

[5] 3(1), 5 (1), 7 (1), 8 (1), 9 (1), 18 (1), 22 (1), 26 (1), 27 (1), 29 (1), 36 (1), 37 (1) и 39 (1).

[6] Впервые термин «повышенные нормативы» и «базовые нормативы» был введен Минстроем России письмом от 18 марта 2015 г. № 7288-ач/04.

[7] См., например, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.06.2016 г.

[8] См. письмо Минстроя от 15.08.2016 г. № 26049-ОД/04, опубликованное в журнале «Финансы и учет в ЖКХ» (№ 9, 2016 г.).

[9] В статье ««Жилищное законодательство получило свежую порцию нововведений» Информационного бюллетеня «Законодательные и нормативные документы в ЖКХ», № 8(243), 2016 г. было указано: «Благодаря» постановлению № 603 в хитросплетениях новых и старых документов в сфере ЖКХ все труднее разбираться не только читателям, но и авторам. Видимо этим можно объяснить то, что в п.60 Правил № 354 осталось положение о расчете платы за коммунальную услугу исходя из нормативов потребления с применением повышающих коэффициентов, предусмотренных утвержденными Правительством РФ Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, в то время как нормы, связанные с применением повышающих коэффициентов, из Правил № 306 удалены постановлением № 603».

[10] См. проект изменений в базовые Правила на официальном сайте Минстроя России от 19.10.2016 г.

[11] Приказ Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. № 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения».

[12] В двух своих прошлогодних письмах по повышающим коэффициентам (№ 29445-ЛГ/04 от 11.09.2015 г. и № 7288-ач/04 от 18.03.2015 г.) Минстрой России давал такие рекомендации.

[13] Например, подобной позиции придерживалось Правительство Тульской области (http://cnis.ru/?nid=1831), которое приняло решение до 1 мая 2015 года исполнителям коммунальных услуг обследовать все дома Тульской области на предмет возможности — невозможности установки приборов учета коммунальных ресурсов.

[14] См., например, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10 мая 2016 г. № Ф09-2485/16.

[15] «Минстрой России полагает целесообразным проведение обследований многоквартирных домов и жилых помещений исполнителями коммунальных услуг с участием организаций, на которые решениями собственников многоквартирных домов возложены функции по текущему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома» (письма Минстроя России № 29445-ЛГ/04 от 11.09.2015 г. и № 7288-ач/04 от 18.03.2015 г.).

[16] Письмо Минстроя России от 15.08.2016 г. № 26049-ОД/04.

[17] См. п.6 письма Минстроя России № от 02.09.2016 г. № 28483-АЧ/04.

[18] Письмо Минстроя России от 15.08.2016 г. № 26049-ОД/04.

[19] П.4 постановления № 603.

[20] О том, на каких условиях субъектам РФ продлили сроки перехода на единые нормативы потребления КУ см. статью «Жилищное законодательство получило свежую порцию нововведений» (информационный бюллетень «Законодательные и нормативные документы в ЖКХ», № 8 (243), 2016 г.).

[21] См. п.2 письма Минстроя России от 02.09.2016 г. № 28483-Ач/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с изменениями, внесенными в акты Правительства РФ постановлением Правительства РФ от 29 июня 2016 года № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг».

[22] См. письмо Минстроя России от 09.09.2016г. № 29454-АТ/04 «О порядке применения повышающих коэффициентов при расчете стоимости коммунальных услуг, с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 г. № 603» (опубликовано в журнале «Финансы и учет в ЖКХ» № 10, 2016 г.

[23] См. п.6 письма Минстроя России от 02.09.2016 г. № 28483-Ач/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с изменениями, внесенными в акты Правительства РФ постановлением Правительства РФ от 29 июня 2016 года № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг».

[24] См. п.6 письма Минстроя России от 02.09.2016 г. № 28483-Ач/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с изменениями, внесенными в акты Правительства РФ постановлением Правительства РФ от 29 июня 2016 года № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг».

[25] См. письмо Минфина России от 25.07.2016 г. № 03-03-06/1/43371 «О налоге на прибыль и НДС при получении ресурсоснабжающей организацией денежных средств в виде разницы при расчете платы за коммунальные услуги с применением нормативов потребления с повышающим коэффициентом», опубликованное в журнале «Финансы и учет в ЖКХ», № 9, 2016 г.

[26] В настоящее время Центром муниципальной экономики и права готовится соответствующий запрос в адрес Минина России.

[27] Планировались изменения в п.60(2) Правил № 354, которым прописывалось, что средства от повышающих коэффициентов подлежат отдельному учету как целевые средства.

Главный редактор
журнала «Финансы и учет в ЖКХ»
В.А. Межецкая


Любые перепечатки этой статьи возможны при условии указания источника ввиде активной ссылки на страницу журнала Финансы и Учет в ЖКХ (http://www.cnis.ru/?id=fiu)

Хотите читать наши статьи оперативно? Станьте нашим подписчиком и получите дополнительные скидки на участие в наших семинарах и при покупке наших сборников.

Закрытие окна