loading...

Аналитика и комментарии

Актуальные статьи из журнала ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В ЖКХ

Актуальные статьи из журнала ФИНАНСЫ И УЧЕТ В ЖКХ

Актуальные статьи из журнала ЦЕНЫ И ТАРИФЫ В ЖКХ

Кому должен — всем прощаю: дебиторская задолженность в ЖКХ

Выпускающий редактор П.Д. Михайлов Выпускающий редактор
журнала «Цены и тарифы в ЖКХ»
П.Д. Михайлов


Журнал Цены и тарифы в ЖКХ
№3 за 2015 год
Цены и тарифы в ЖКХ

В настоящее время в России активно обсуждается тема дебиторской задолженности в жилищно-коммунальном хозяйстве страны. Этот вопрос серьезно освещается в средствах массовой информации и обсуждается на правительственном уровне. Отчасти это обусловлено приближающимся отопительным периодом, в рамках подготовки к которому одним из ключевых вопросов является урегулирование долгов по оплате жилищно-коммунальных услуг. Помимо этого, дополнительным фактором, ставящим вопрос задолженности одним из вопросов текущей повестки дня, является преодоление некой условной отметки в 1 триллион рублей. Более того, мотивируя необходимостью снижения задолженности, в настоящее время разрабатываются и принимаются новые законодательные и нормативные правовые акты1. Разберемся в этом вопросе подробнее.

Для начала несколько слов о подходах к определению дебиторской задолженности. Задолженность является следствием неоплаты полученной коммунальной услуги или потребленного коммунального ресурса. То есть задолженность определяется: несоответствием начисленных объемов оплаты услуги (ресурса) и фактической оплаты. Потребитель (в данном случае любой: и житель многоквартирного дома, в котором управляющая компания оказывает коммунальные услуги, и сама управляющая организация, приобретающая коммунальные ресурсы по договору ресурсоснабжения) не оплачивает или оплачивает не в полном объеме выставленные платежи в двух случаях:
– по причинам, не связанным с размером платежа (отсутствие денег, возможности, желания, времени и прочие обстоятельства), при отсутствии разногласий по размеру платежа;
– по причине несогласия с размером платежа.

Применительно к первой группе причин речь идет об обычном невыполнении обязательств по договору при отсутствии каких-либо объективных обстоятельств для этого. Механизмы взаимодействия сторон в этом случае уже отработаны и применяются (начиная от стимулирующих мер (график погашения задолженности, списание пеней, предоставление рассрочки и пр.) и заканчивая мерами понуждения (обращение в суд, открытие исполнительного производства)).

Вторая группа факторов имеет более сложную «природу». В данном случае речь идет о различных подходах, которые стороны применяют для определения объема потребления услуги (ресурса). Ключевым условием отсутствия разногласий у сторон по объемам потребленных услуг и ресурсов является использование в расчетах:
– между потребителем и управляющей организацией как исполнителем коммунальной услуги — Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354;
– между управляющей организацией как исполнителем коммунальной услуги и ресурсоснабжающей организацией – Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 г. № 124.

Никакие иные документы для определения размера платы и соответственно размера задолженности использоваться не должны.

Оба документа в значительной степени взаимосвязаны. В частности, предусматривается единый подход к определению размера потребленных коммунальных услуг в жилых помещениях и коммунального ресурса в многоквартирном доме (в случае отсутствия общедомового прибора учета) – либо на основании показаний индивидуальных приборов учета, либо, при их отсутствии, с использованием нормативов потребления коммунальных услуг. Использование единых подходов должно снизить объем потенциальных разногласий между участниками предоставления коммунальных услуг, исключить возможные «небалансы» в домах.

При этом, в случае отсутствия в многоквартирном доме общедомового прибора учета, объем полученного коммунального ресурса определяется, в первую очередь, управляющей организацией. Именно она как исполнитель коммунальной услуги располагает информацией о показаниях индивидуальных приборов учета, о количестве проживающих жителей и площадях помещений для применения нормативов потребления. Однако зачастую это обстоятельство игнорируется, что приводит к ситуациям, когда ресурсоснабжающая организация считает, что отпустила больше ресурса, чем это определено исполнителем коммунальной услуги.

Для более детального рассмотрения вопроса дебиторской задолженности в жилищно-коммунальном хозяйстве рассмотрим ряд показателей государственной статистики за последние годы и сделаем дополнительные расчеты (таблица).

Таблица
Размер и структура дебиторской задолженности в ЖКХ

Показатель Ед. изм. Всего,
в том числе
Жилищные
услуги
Водо-
снабжение
Водо-
отведение
Тепло-
снабжение
Электро-
снабжение
Снабжение
сетевым газом
Снабжение
сжиженным газом
Утилизация
(захоронение) ТБО
Прочее
Дебиторская задолженность, на 30.06.2015 г. тыс. руб. 969 854 623 150 828 723 69 401 995 51 145 511 370 134 589 148 243 031 154 546 052 2 378 517 5 083 834 18 092 371
Структура % 100,0 15,6 7,2 5,3 38,2 15,3 15,9 0,2 0,5 1,9
Категории должников,
1 пол. 2015 г.
Бюджет всех уровней тыс. руб. 31 656 299 1 906 708 2 277 499 1 769 438 15 432 054 4 750 932 3 349 802 8 889 143 347 2 017 631
Организации, финансируемые из бюджета тыс. руб. 43 784 522 1 305 539 3 287 542 2 629 273 18 331 960 12 814 483 4 623 386 432 125 609 666 297
Население тыс. руб. 504 322 480 116 843 572 36 846 115 24 679 573 209 557 467 45 238 911 68 804 447 863 795 841 458 647 142
из нее безнадежная тыс. руб. 10 118 015 2 145 750 849 335 569 110 5 713 711 534 739 240 772 4 865 35 646 24 087
Прочие организации тыс. руб. 390 091 322 30 772 904 26 990 839 22 067 227 126 813 107 85 438 705 77 768 418 1 505 402 3 973 419 14 761 301
Структура должников,
1 пол. 2015 г.
Бюджет всех уровней % 3 1 3 3 4 3 2 0 3 11
Организации, финансируемые из бюджета % 5 1 5 5 5 9 3 0 2 4
Население % 52 77 53 48 57 31 45 36 17 4
из нее безнадежная % 1 1 1 1 2 0 0 0 1 0
Прочие организации % 40 20 39 43 34 58 50 63 78 82
Темпы изменения
Всего задолженность
2013/2012 % 13,5 12,7 12,1 16,5 10,8 20,1 15,3 13,7 11,3 -1,7
2014/2013 % 8,4 6,9 8,0 1,2 11,6 -1,8 15,3 3,6 36,5 3,3
2015/2014 % 2,2 7,3 8,6 7,1 1,6 1,6 -5,0 -15,1 -3,5 17,7
Задолженность
населения
2013/2012 % 8,6 13,0 14,7 10,7 2,4 17,9 11,4 6,7 5,9 0,4
2014/2013 % 19,3 11,0 10,1 6,0 27,5 8,4 27,7 110,2 18,3 1,9
2015/2014 % 3,0 10,9 5,7 -0,8 -1,3 1,6 5,6 -29,7 8,7 32,3
Размер платежа
2012 г. руб./чел.
в мес.
1654,71 541,60 88,38 89,87 485,87 194,92 175,18 78,89 - -
2013 г. руб./чел.
в мес.
1839,25 635,89 92,55 93,14 520,97 211,84 197,71 87,15 - -
2014 г. руб./чел.
в мес.
1970,6 689,18 94,61 93,43 551,61 229,96 217,98 93,83 - -
1 пол. 2015 г. руб./чел.
в мес.
1982,08 598,97 93,22 93,48 619,61 243,37 248,02 85,41 - -
Темпы изменения
платежа
2012 г. % - - - - - - - - - -
2013 г. % 11,2 17,4 4,7 3,6 7,2 8,7 12,9 10,5 - -
2014 г. % 7,1 8,4 2,2 0,3 5,9 8,6 10,3 7,7 - -
1 пол. 2015 г. % 0,6 -13,1 -1,5 0,1 12,3 5,8 13,8 -9,0 - -
Количество должников чел. - 1 267 639 2 829 931 1 256 304 6 909 364 1 245 872 5 411 224 572 487 - -
Доля неплательщиков чел. - 1,2 2,4 1,4 7,8 0,9 6,3 5,1 - -

Анализ данных таблицы позволяет сделать следующие выводы.

1. «Психологический» рубеж в размере 1 триллиона рублей дебиторская задолженность все-таки пока не преодолела, несмотря на то, что данное обстоятельство уже неоднократно озвучивалось руководителями отраслевых федеральных органов исполнительной власти. Хотя, учитывая введение взносов за капитальный ремонт, а также то, что до 20% (согласно данным социологических опросов) потребителей жилищно-коммунальных услуг готовы отказаться от их оплаты только из-за нежелания платить такие взносы, к концу текущего года дебиторская задолженность может существенно подрасти.

2. Несмотря на столь значительную цифру, доля задолженности, приходящаяся на отдельный календарный год, выглядит значительно скромнее. Так, за 2014 год совокупная задолженность за ЖКУ увеличилась всего на 79 млрд. рублей. Данная величина составляет всего около 8% в структуре задолженности к настоящему периоду. По отдельным услугам наибольший вклад в увеличение совокупной «дебиторки» внесли услуги теплоснабжения: за 2014 год задолженность увеличилась почти на 46 млрд. рублей, что составляет более 12% от ее нынешнего уровня. Наименьшее значение у услуг электроснабжения: рост более чем на 3 млрд. рублей за 2014 год составил всего 2,3% от ее нынешнего уровня.

3. Отраслевая структура дебиторской задолженности в целом соответствует структуре платежа за жилищно-коммунальные услуги: основная доля приходится на услугу теплоснабжения (отопление и горячее водоснабжение) — 38%. Далее идут услуги по содержанию и ремонту жилья и электроснабжения — около 15%.

4. Несмотря на то, что дебиторская задолженность составляет почти тринадцатизначную цифру, далеко не вся она приходится на долю основной категории потребителей жилищно-коммунальных услуг — на население.

В среднем по всему набору жилищно-коммунальных услуг за населением числится 52% задолженности. По различным услугам данный показатель колеблется от 17% по услугам в сфере обращения с отходами до максимальной величины 77% в сфере содержания и ремонта жилья, что и понятно, так как эту услугу в основном и потребляет население. Данная структура не соответствует структуре потребителей ресурсоснабжающих организаций, в которой население занимает 70-80%. Это означает, что, несмотря на лидерство в абсолютном значении, население в среднем лучше оплачивает коммунальные услуги, чем прочие потребители.

Отдельно несколько слов надо сказать про задолженность, которую уже нереально взыскать — так называемая безнадежная задолженность. Как правило, она связана с тем, что по различным причинам долг уже невозможно будет погасить. Данная категория задолженности по всем отраслям в относительном выражении составляет незначительную величину — около 1% от всего объема. Эту величину ресурсоснабжающие организации могут учитывать в составе необходимой валовой выручки при формировании резервов по сомнительным долгам.

5. Темпы изменения величины дебиторской задолженности существенно колеблются как по отдельным годам, так и по отраслям ЖКХ.

Темпы роста совокупной дебиторской задолженности за рассматриваемый период значительно сократились. Так, в 2014-2015 годах увеличение задолженности не превышает 10% практически по всем коммунальным услугам, в то время, как годом ранее рост составлял 10-15%.

Иная ситуация наблюдается при рассмотрении дебиторской задолженности только населения. В этом случае нельзя выделить одну ярко выраженную тенденцию. По большинству услуг, включая содержание и ремонт жилья, водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, темпы роста задолженности также сокращаются. Более того, по некоторым услугам (водоотведение, теплоснабжение) в начале 2015 года отмечается снижение задолженности по сравнению с предыдущим периодом. Однако на этом фоне резко выделяется сфера теплоснабжения, в которой в прошлом году произошел существенный рост задолженности: почти на четверть.

В перспективе этого года можно выделить два фактора, которые могут повлиять на увеличение темпов роста задолженности. Во-первых, это появление дополнительного взноса на капитальный ремонт. Появление новой строки в квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг (или вообще новой квитанции) никогда не приводило к росту собираемости платежей по той причине, что потребителям нужно время, чтобы разобраться в причинах увеличения платежа. Вторым фактором может стать кампания по лицензированию деятельности управляющих организаций. В тех случаях, когда управляющие организации не получили лицензии, управление многоквартирным домом может быть передано другой организации. Однако в процессе могут возникнуть сложности с корректным выставлением платежных документов, с информированием потребителей о необходимости оплаты услуг в иную организацию. Также усложнить ситуацию могут судебные разбирательства относительно того, какая управляющая организация должна управлять тем или иным многоквартирным домом.

6. Одним из факторов, влияющих на увеличение дебиторской задолженности, может быть рост стоимости самих жилищно-коммунальных услуг, учитывающей не только рост тарифов, но и изменение объемов потребления самой услуги. В последнее время темпы роста тарифов в значительной мере обусловлены величиной инфляции, которая за последние два-три года снижалась. С другой стороны, удельное потребление коммунальных услуг населением также имеет некоторую тенденцию к снижению. Оба этих фактора приводят к замедлению темпов роста платы за жилищно-коммунальные услуги. Таким образом, снижение темпов роста дебиторской задолженности происходит на фоне снижения темпов роста самой платы.

Но на этом фоне можно выделить одну негативную тенденцию. Практически по всем жилищно-коммуналь-ным услугам за рассматриваемый период дебиторская задолженность растет быстрее увеличения самого платежа. Так, только по жилищным услугам и услугам теплоснабжения в 2013 году и по услугам электроснабжения в 2014 и 2015 годах темпы роста платы превысили темпы роста дебиторской задолженности. Это означает, что в абсолютном выражении количество должников только увеличивается.

7. Другим фактором, который оказывает влияние на уровень платежей, а значит и на увеличение дебиторской задолженности в отрасли ЖКХ, является возможность получения субсидии на оплату ЖКУ. Одним из ключевых условий получения субсидии на оплату ЖКУ является максимально допустимая доля расходов на оплату ЖКУ в совокупном доходе семьи. Данная величина является одним из региональных стандартов оплаты жилищно-коммунальных услуг. Анализ установленных по регионам России значений показал некоторую зависимость между долей расходов на оплату ЖКУ и темпами роста задолженности за рассматриваемый период. Так, в группе субъектов РФ, в которых установлена максимальная доля расходов не более 15%, рост задолженности за последние 3 года не превысил в среднем 24%. В тех субъектах РФ, в которых такой региональный стандарт составляет от 16 до 22%, рост задолженности составил 36%.Таким образом, одним из средств сокращении темпов роста дебиторской задолженности населения может стать снижение максимально допустимой доли расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг.

8. Исходя из общего размера задолженности можно оценить среднее количество должников. В среднем по жилищно-коммунальным услугам данная величина составляет 1-2 млн. человек. Это соответствует 1-2% от общего количества граждан-потребителей жилищно-коммунальных услуг. Исключение составляют услуги теплоснабжения, по которым количество человек, имеющих задолженность, составляет почти 7 млн. чел. (или около 8% от количества потребителей).

Значительные размеры задолженности при небольшом количестве должников позволяют предположить, что:
– проблема неплатежей населения носит достаточно локальный характер;
– причины неплатежей не связаны с порядком и особенностями оплаты жилищно-коммунальных услуг;
– задолженность во многом сформирована за счет одних и тех же неплательщиков.

Небольшое в относительном выражении количество должников значительно упрощает претензионную работу по взысканию с них задолженности.

Таковы основные параметры дебиторской задолженности потребителей за оплату жилищно-коммунальных услуг. Наличие проблемы в виде дебиторской задолженности никак не связано с несовершенством законодательства в сфере оплаты жилищно-коммунальных услуг. Основные причины здесь, напротив, в его непостоянстве, а также в том, что те потребители, которые действительно нуждаются в дополнительной финансовой поддержке при оплате жилья и коммунальных услуг, не всегда ее могут получить в должном размере. Эффективнее предоставить средства потребителям в виде субсидий, чем напрямую ресурсоснабжающим организациям в виде дотаций для осуществления своей деятельности.

Но разрабатываемые сейчас законодательные новации находятся в совершенно иной плоскости. Уже приняты Государственной Думой Российской Федерации поправки в Жилищный кодекс Российской Федерации, предусматривающие возможность прямых расчетов ресурсоснабжающих организаций непосредственно с населением. Эффективность данных новаций будет зависть от того, какие направления будут выбраны на двух ключевых «развилках»: кто несет ответственность за неполную оплату коммунальных услуг гражданами-потребителями (управляющая компания или сам потребитель) и где границы ответственности ресурсоснабжающей организации за предоставление коммунальной услуги (коммунального ресурса)?

1 См. информационный бюллетень «Законодательные и нормативные документы в ЖКХ», № 9 за 2015 г.

Выпускающий редактор
журнала «Цены и тарифы в ЖКХ»
П.Д. Михайлов


Любые перепечатки этой статьи возможны при условии указания источника ввиде активной ссылки на страницу журнала Цены и тарифы в ЖКХ (http://www.cnis.ru/?id=cit)

Хотите читать наши статьи оперативно? Станьте нашим подписчиком и получите дополнительные скидки на участие в наших семинарах и при покупке наших сборников.

Закрытие окна