loading...

Аналитика и комментарии

Актуальные статьи из журнала ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В ЖКХ

Актуальные статьи из журнала ФИНАНСЫ И УЧЕТ В ЖКХ

Актуальные статьи из журнала ЦЕНЫ И ТАРИФЫ В ЖКХ

Показатели качества, надежности и энергетической эффективности как новые критерии оценки деятельности ресурсоснабжающих организаций

Выпускающий редактор П.Д. Михайлов Выпускающий редактор
журнала «Цены и тарифы в ЖКХ»
П.Д. Михайлов


Журнал Цены и тарифы в ЖКХ
№1 за 2016 год
Цены и тарифы в ЖКХ

В настоящее время система регулирования (в том числе тарифного) деятельности ресурсоснабжающих организаций (в первую очередь в сферах теплоснабжения и водоснабжения) в полной мере сформирована. Уже несколько лет действуют соответствующие отраслевые федеральные законы, приняты необходимые документы правительственного и ведомственного уровня. Сейчас происходит лишь некоторая настройка применения нормативных документов посредством внесения в них ежегодных изменений и дополнений.

Важным элементом в сформировавшейся системе регулирования ресурсоснабжающих организаций (далее также РСО) стали так называемые показатели надежности, качества и энергетической эффективности систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Необходимость интеграции такого набора показателей в систему тарифного регулирования РСО предусматривалась непосредственно Федеральными законами от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении водоотведении». В дальнейшем перечень таких показателей и порядок расчета их значений был детализирован в документах Правительства Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. В частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2014 г. № 452 утверждены Правила определения плановых и расчета фактических значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, а также определения достижения организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, указанных плановых значений. Приказом Минстроя России от 04.04.2014 г. № 162/пр утвержден Перечень показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также Порядок и Правила определения плановых значений и фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Указанными документами установлена следующая система показателей:

1) в сфере теплоснабжения:
– количество прекращений подачи тепловой энергии, теплоносителя в результате технологических нарушений на тепловых сетях на 1 км тепловых сетей;
– количество прекращений подачи тепловой энергии, теплоносителя в результате технологических нарушений на источниках тепловой энергии на 1 Гкал/час установленной мощности;
– удельный расход топлива на производство единицы тепловой энергии, отпускаемой с коллекторов источников тепловой энергии;
– отношение величины технологических потерь тепловой энергии, теплоносителя к материальной характеристике тепловой сети;
– величина технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям.

2) в сфере водоснабжения и водоотведения:
– доля проб питьевой или горячей воды (с источников водоснабжения, в распределительной сети), не соответствующих установленным требованиям, в общем объеме проб, отобранных по результатам производственного контроля качества питьевой воды;
– доля проб горячей воды в тепловой сети или в сети горячего водоснабжения, не соответствующих установленным требованиям по температуре;
– количество перерывов в подаче воды, возникших в результате аварий, повреждений и иных технологических нарушений, в расчете на протяженность водопроводной сети (ед./км);
– доля сточных вод, не подвергающихся очистке, в общем объеме сточных вод;
– доля поверхностных сточных вод, не подвергающихся очистке, в общем объеме поверхностных сточных вод;
– доля проб сточных вод, не соответствующих установленным нормативам допустимых сбросов, лимитам на сбросы;
– доля потерь воды;
– удельное количество тепловой энергии, расходуемое на подогрев горячей воды;
– удельный расход электрической энергии.

Рассматриваемые перечни показателей качества, надежности и энергетической эффективности оказывают достаточно большое влияние на процесс тарифного регулирования ресурсоснабжающих организаций. В частности, данные показатели включаются в производственные и инвестиционные программы, учитываются при формировании необходимой валовой выручки и расчете тарифов. Также выполнение данных показателей оценивается при ежегодном пересмотре долгосрочных тарифов на тепловою энергию, на воду и водоотведение: при невыполнении таких показателей необходимая валовая выручка и соответствующий тариф могут быть снижены. Таким образом, данные показатели фактически выполняют две функции. Во-первых, в числовом виде отражают ключевые аспекты деятельности ресурсоснабжающей организации. То есть задачей РСО является не просто эксплуатация соответствующих систем инженерной инфраструктуры, а обеспечение выполнения заданных показателей. А, во-вторых, такими показателями определяется направление и задается масштаб необходимых преобразований в обслуживаемой инфраструктуре.

С их использованием формируются основные приоритетные направления развития организации. Представляется, что подобный подход при корректном его применении является приемлемым для всех заинтересованных сторон. Ресурсоснабжающие организации знают, по каким критериям оценивается их деятельность, потребители получают простой и понятный инструмент, повышающий прозрачность деятельности РСО, а органы регулирования могут проводить комплексную оценку деятельности регулируемых организаций.

Рассмотрим, как за последние годы изменились некоторые (учитывая ограниченные размеры этого сборника) из перечисленных выше показателей в сфере теплоснабжения и водоснабжения. Для этого воспользуемся соответствующими отраслевыми формами статистической отчетности, как это и предусматривается утвержденными правилами расчета фактических значений показателей. На страницах сборника «Цены и тарифы в ЖКХ» данные значения ежегодно публикуются в разделе «Мониторинг выполнения производственных и инвестиционных программ». Результаты расчетов приведены в таблицах 1 и 2.

Динамика значений представленных показателей свидетельствует о том, что не все так плохо в коммунальном хозяйстве, как это часто можно услышать и увидеть в средствах массовой информации. И аварийность, и потери тепловой энергии и воды при транспортировке ежегодно (в среднем по Российской Федерации и субъектам Российской Федерации) снижаются как минимум в течение последних пяти лет. Уже одно это обстоятельство не позволяет говорить о том, что ЖКХ (в частности, коммунальное хозяйство) заведомо неэффективно и больше напоминает «черную дыру»: вложенные средства не приносят никакого значимого эффекта. Показатели говорят об обратном. Например, аварийность в системах тепло- и водоснабжения за последние пять лет снизилась почти в два раза! Получается, и муниципальные унитарные предприятия, которые составляют основную категорию предприятий в отрасли и на которые ополчились руководители отраслевых министерств, требуя передачи их в концессию, вполне могут приносить положительные результаты в своей работе.

Ежегодное снижение (а значит и улучшение) рассматриваемых показателей происходит на фоне такого же ежегодного увеличения тарифов на тепловую энергию и на воду. Данные тарифы за последние пять увеличились в среднем на треть. При этом нельзя утверждать, что положительные изменения рассматриваемых показателей обусловлены только ростом тарифов. На величину тарифов влияет достаточно большой комплекс объективных и субъективных факторов, и мероприятия по ремонту или капитальные вложения в рамках инвестиционной программы могут стать далеко не основными. В частности, при ежегодном росте тарифов доля затрат ресурсоснабжающих организаций на мероприятия по энергосбережению ежегодно снижается1. Так, в сфере теплоснабжения наибольшая за последние 5 лет доля затрат на мероприятия по энергосбережению приходится на 2013 год и составляет 2,8% от общих расходов. К 2015 году данная величина сократилась до 1,7%. В водоснабжении аналогичная ситуация: пиковое значение в размере 2,5% приходится на 2013 год с последующим снижением к 2015 году до 1,2% (то есть более, чем в два раза). Таким образом, в сложившихся условиях полученные результаты в виде улучшения показателей надежности и энергетической эффективности можно охарактеризовать как положительные. Однако также можно предположить, что сокращение инвестиций в мероприятия по энергосбережению в среднесрочной перспективе может замедлить темпы улучшения показателей.

С другой стороны сформированная система показателей может показаться несколько неоднозначной. Например, показатель удельного расхода топлива на производство тепловой энергии. Мониторинг изменения данного показателя за последние годы показывает, что его фактическое значение практически равняется нормативному: фактический удельный расход топлива соответствует нормативному значению. Следовательно, сам по себе рассматриваемый показатель будет не очень информативным.

Также будет неинформативным и применение показателя удельного расхода тепловой энергии на подогрев горячей воды. Напомним, что данная величина устанавливается уполномоченными органами в качестве одного из нормативов потребления коммунальной услуги горячего водоснабжения. Порядок определения платы за услугу горячего водоснабжения, предусмотренный Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354, не предусматривает использование показаний приборов учета тепловой энергии для определения платежа за горячую воду в части компонента на тепловую энергию. Кроме этого, расход тепловой энергии во многом связан с условиями потребления горячей воды непосредственно в многоквартирном доме, на которые ресурсоснабжающая организация никакого влияния не оказывает. Данные обстоятельства делают использование рассматриваемого параметра для анализа и оценки деятельности РСО совершенно необъективным и нецелесообразным.

Ну и в завершении необходимо отметить некоторые «подводные камни», связанные с использованием показателей надежности, качества и энергетической эффективности в деятельности РСО, а также сформулировать ряд рекомендаций по их применению.

1. Расширение использования набора показателей для регулирования деятельности ресурсоснабжающих организаций ограничивается применяемыми методами тарифного регулирования. В частности, сейчас основным методом установления тарифов становится метод индексации. С применением данного метода устанавливаются долгосрочные тарифы. Применение данного метода характеризуется двумя особенностями. Во-первых, операционные расходы, в которые включаются также расходы на выполнение ремонтных мероприятий, подлежат ежегодной индексации на индекс потребительских цен. Подобный подход, особенно в условиях применения при установлении тарифов предельных индексов и тарифов на коммунальные услуги, как правило, не позволяет включить полный комплекс необходимых расходов на обслуживание оборудования в состав необходимой валовой выручки. Кроме этого, к операционным расходам (а, значит, и к расходам на ремонт) применяется индекс снижения (эффективности) расходов (не менее 1% в год). Все эти обстоятельства делают практически невозможным проведение каких-либо мероприятий по улучшению показателей качества, надежности и энергетический эффективности. По сути, в данном случае происходит разделение между производственной и инвестиционной программами: за счет установленного тарифа (в рамках производственной программы) необходимо обеспечить неухудшение (несущественное ухудшение) показателей, а в рамках инвестиционной программы можно рассматривать вопрос их изменения в лучшую сторону.

2. На показатели оказывает объективное влияние комплекс факторов, которые могут привести к разнонаправленным тенденциям в изменении числовых значений показателей. В частности, рассмотрим, как может измениться показатель удельного расхода электрической энергии на производство воды в рамках трехлетних производственных и инвестиционных программ. С одной стороны, в рамках инвестиционной программы могут быть предусмотрены мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые могут снизить удельный расход электрической энергии. Но с другой стороны, в рамках той же инвестиционной программы может быть запланировано подключение новых потребителей, что даст увеличение объемов реализации воды и приведет к изменению территориальной структуры потребления воды. В итоге за счет этого фактора потребление электрической энергии может увеличиться в большем размере, чем от реализации мероприятий по энергосбережению.

В целях корректного учета последствий указанных обстоятельств представляется целесообразным дифференцированный расчет показателей, на которые объективные факторы влияют противоположным образом. В частности, в рассматриваемом примере значения удельного расхода электрической энергии могут быть рассчитаны отдельно для ранее подключенных потребителей (здесь будет показан эффект от реализации мероприятий по энергосбережению) и в целом по всей системе коммунальной инфраструктуры.

3. Показатели качества, надежности и энергетической эффективности являются одним из элементов инвестиционной программы ресурсоснабжающей организации. Заданные заранее (до разработки программы) либо в техническом задании, либо в схеме ресурсоснабжения значения показателей во многом обосновывают те мероприятия, которые должны включаться в очередную инвестиционную программу. На данном этапе важным представляется обеспечить правильную взаимосвязь значений показателей и мероприятий программы. Для этого:

– в программе определяются фактические значения показателей за год, предшествующий году утверждения инвестиционной программы;
– оценивается вклад каждого мероприятия в достижение того или иного показателя посредством расчета значения одного или нескольких показателей не только для всей программы в целом, но и по каждому мероприятию, которое оказывает влияние на соответствующий показатель.

Данный подход позволит исключить необъективный расчет значений показателей на период разработки инвестиционной программы, а также сделает невозможной ситуацию, при которой инвестиционная программа выполнена в полном объеме (по мероприятиям и финансовым ресурсам), а целевые показатели оказались невыполненными.

1 Соответствующие отраслевые показатели по энергосбережению также публикуются на страницах сборника «Цены и тарифы в ЖКХ».

Таблица 1

Показатели надежности и энергетической эффективности в сфере теплоснабжения

Наименование субъекта
Российской Федерации
Аварийность систем
теплоснабжения, ед./км
Потери тепловой энергии
при транспортировке, Гкал/км
Тариф на тепловую
энергию, руб./Гкал
2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Российская Федерация 0,063 0,055 0,048 0,037 0,034 723,5 719,8 718,6 703,3 674,5 1402,74 1533,67 1665,35 1744,17 1888,92
Центральный
федеральный округ
0,066 0,060 0,057 0,042 0,031 675,3 625,6 657,7 647,7 566,6 1524,88 1654,8 1772,64 1824,96 1964,16
Белгородская область - - 0,001 - - 544,8 569,7 519,6 519,8 515,3 1359,02 1431,06 1609,82 1660,79 1826,24
Брянская область 0,016 0,066 0,092 0,051 0,024 571,3 660,6 408,4 470,5 330,0 1518,82 1646,35 1802,06 1867,44 2078,66
Владимирская область 0,081 0,068 0,046 0,060 0,049 476,5 561,3 538,1 544,4 540,6 1734,42 1875,18 2100,53 1986,34 2125,74
Воронежская область 0,046 0,041 0,035 0,032 0,035 663,7 693,6 724,5 722,4 678,7 1283,59 1404,35 1518,05 1562,48 1698,4
Ивановская область 0,069 0,037 0,040 0,034 0,041 682,1 763,9 670,2 616,2 519,1 1878,09 2121,6 2247,71 2296,91 2366,55
Калужская область 0,023 0,010 0,028 0,022 0,021 494,7 518,9 378,7 435,6 345,7 1341,7 1488,72 1693,46 1774,52 1883,6
Костромская область 0,061 0,043 0,064 0,064 0,035 570,0 634,0 584,0 686,5 591,1 1667,77 1766,32 1934,32 2019,2 2156,53
Курская область 0,007 0,009 0,004 0,011 0,014 720,9 934,3 817,1 852,1 814,5 1365,5 1426,04 1454,96 1528,14 1661,04
Липецкая область - - 0,000 0,002 0,002 734,8 789,1 746,5 480,0 295,1 1147,78 1282,69 1430,88 1515,77 1659,96
Московская область 0,185 0,173 0,158 0,105 0,071 520,4 599,5 577,1 556,3 491,8 1521,16 1628,3 1820,44 1891,38 2041,61
Орловская область - - 0,006 0,011 0,004 449,8 473,6 483,0 864,4 662,6 1243,43 1387,29 1572,76 1615,39 1709,26
Рязанская область 0,006 0,007 0,009 0,046 0,046 780,9 687,0 936,1 890,4 938,5 1223,76 1366,92 1593,11 1699,36 1860,82
Смоленская область 0,004 0,011 0,010 0,019 0,020 749,7 795,1 651,5 676,1 749,0 1712,19 1890,78 1995,71 2079,37 2342,28
Тамбовская область 0,029 0,029 0,027 0,015 0,025 570,3 295,7 595,7 725,2 705,3 1512,56 1557,6 1757,7 1839,22 1994,38
Тверская область 0,038 0,044 0,032 0,042 0,019 810,8 990,6 958,1 863,5 805,1 1298,96 1421,72 1700,97 1761,32 1849,88
Тульская область 0,028 0,031 0,022 0,015 0,005 524,9 581,0 537,4 545,2 461,0 1574,37 1682,58 1845,11 1927,11 2080,91
Ярославская область 0,013 0,021 0,045 0,009 0,012 701,2 855,9 857,4 794,9 682,3 1203,45 1379,42 1595,48 1683,97 1833,69
г.Москва - - 0,000 0,003 0,004 1021,5 461,4 745,7 758,1 624,6 1691,07 1838,99 1835,09 1835,56 1966,92
Северо-Западный
федеральный округ
0,058 0,057 0,040 0,048 0,042 686,6 712,5 694,6 739,1 634,5 1526,6 1662,51 1846,56 1889,21 2058,41
Республика Карелия 0,089 0,155 0,020 - 0,030 454,4 546,4 534,0 543,4 303,3 1687,69 1912,33 2133,65 1992,79 2229,92
Республика Коми 0,011 0,009 0,015 0,017 0,013 725,7 763,0 683,3 844,7 790,6 1423,47 1566,55 1746,52 1851,45 2002,04
Архангельская область 0,094 0,111 0,066 0,056 0,080 784,8 962,9 851,1 992,7 848,6 1819,09 1904,48 1991,48 2044,64 2438,32
Hенецкий АО - 0,040 0,024 - - 697,6 664,4 546,7 485,1 610,5 3327,67 4290,61 3246,06 3205,33 5925,99
Архангельская область
(без Ненецкого АО)
- - - - 0,084 - - - - 859,4 - - - - 2282,12
Вологодская область 0,068 0,011 0,027 0,019 0,028 493,1 515,1 500,2 506,8 460,4 1396,02 1541,8 1705,12 1738,44 1895,62
Калининградская область 0,020 0,010 0,023 0,109 0,153 582,5 598,5 636,9 644,2 498,3 1572,6 1657,41 1732,14 1887,32 2105,37
Ленинградская область 0,138 0,122 0,069 0,072 0,073 462,2 503,9 487,9 454,7 460,8 1566,69 1767 1972,68 2038,59 2182,33
Мурманская область 0,047 0,067 0,004 0,115 0,005 574,1 714,0 777,0 740,4 692,2 2140,45 2411,69 2691,25 2798,62 3010
Новгородская область 0,028 0,035 0,202 0,203 0,099 506,7 504,8 387,3 516,1 433,9 1934,76 2095,69 2316,24 1966,41 2074,06
Псковская область 0,036 0,045 0,039 0,025 0,018 428,5 509,8 470,6 451,8 389,9 1541,05 1740,85 1871,76 1944,5 2095,62
г.Санкт-Петербург 0,015 0,018 0,007 0,008 0,005 1079,9 968,6 1013,4 1042,5 838,1 1304,67 1397 1633,11 1671,33 1804,46
Южный
федеральный округ
0,048 0,045 0,028 0,022 0,013 588,7 639,0 544,3 631,3 578,7 1490,53 1699,59 1838,46 1868,35 2006,42
Республика Адыгея 0,037 0,042 0,042 0,043 0,017 121,0 234,4 373,8 364,1 362,4 1672,88 1861,58 2030,08 1957,64 2089,97
Республика Калмыкия 0,140 0,098 0,044 - - 547,6 370,5 447,4 467,9 300,8 1387,79 1355,33 1495,68 1713,97 1713,97
Краснодарский край 0,013 0,001 0,003 0,016 0,003 404,8 427,8 395,3 367,2 448,6 1894,99 2031,09 2147,32 2269,84 2449,53
Астраханская область 0,305 0,302 0,092 0,059 0,016 981,5 1081,8 796,9 982,9 758,1 997,75 1049,44 1223,15 1240,75 1507,1
Волгоградская область 0,050 0,056 0,046 0,039 0,030 763,9 814,0 656,4 885,3 628,5 1153,68 1262,92 1438,45 1516,91 1651,16
Ростовская область 0,005 0,008 0,024 0,002 0,010 611,0 701,7 604,6 703,9 697,4 1306,03 1715,58 1866,91 1799,16 1874,58
Северо-Кавказский
федеральный округ
0,043 0,031 0,034 0,015 0,021 604,2 305,2 452,3 435,6 471,0 1317,09 1444,24 1694,27 1803,01 1893,49
Республика Дагестан 0,030 0,011 0,055 0,036 0,041 299,6 64,3 230,1 247,1 184,3 843,1 885,31 1059,73 1031,04 1184,97
Республика Ингушетия 0,996 0,009 0,264 0,004 - 35,9 2,3 22,0 0,6 38,8 854,57 880,2 1543,92 1309,2 1324,31
Кабардино-Балкарская Республика 0,038 0,049 0,031 0,015 0,015 1033,9 827,5 736,6 913,4 927,6 1264,98 1401,96 1570,96 1621,02 1742,56
Карачаево-Черкесская Республика - - - 0,004 0,004 717,2 603,0 458,8 541,7 517,1 2457,22 2205,16 2236,19 2292,48 2417,31
Республика Северная
Осетия-Алания
0,155 0,182 0,107 0,025 0,019 737,7 1052,8 459,5 859,3 868,5 1172,02 1263,26 1404,06 1484,97 1657,73
Чеченская Республика - - - - 0,097 - 242,9 292,9 265,0 276,1 - 870,1 948,84 1084,7 1247
Ставропольский край 0,016 0,049 0,013 0,015 0,008 604,70 542,9 494,1 588,1 392,3 1673,45 1941,41 2089,14 2177,47 2384,06
Приволжский
федеральный округ
0,036 0,025 0,019 0,016 0,022 797,67 797,4 716,0 736,1 718,2 1192,26 1304,94 1393,12 1523 1663,44
Респ. Башкортостан 0,048 0,037 0,016 0,019 0,018 570,29 584,1 570,3 676,7 599,6 867,39 942,27 1122,38 1372,89 1568,88
Республика Марий Эл 0,004 0,006 - - - 963,64 1075,6 787,4 1087,1 961,7 1637,61 1688,86 1876,52 1981,49 2148,19
Республика Мордовия - 0,001 0,006 - 0,004 805,25 885,9 718,9 760,6 734,6 1258,87 1326,78 1479,76 1561,41 1741,08
Республика Татарстан 0,032 0,012 0,009 0,010 0,012 1105,92 1049,6 938,2 489,0 602,9 1236,79 1367,44 1412,96 1484,02 1604,42
Удмуртская Республика 0,004 0,005 0,008 0,007 0,026 833,15 830,2 854,6 833,4 372,2 1179,85 1269,29 1415,83 1469,44 1596,93
Чувашская Республика - - - 0,001 0,004 932,05 1036,6 907,0 809,2 803,4 1143,4 1259,88 1342,2 1359,27 1487,16
Пермский край 0,024 0,023 0,030 0,029 0,024 762,13 654,3 605,2 736,6 613,8 1148,02 1255,84 1415,79 1411,65 1547,96
Кировская область 0,070 0,051 0,030 0,032 0,052 728,10 791,6 809,7 949,1 849,1 1495,67 1670,31 1786,02 1845,15 2008,8
Hижегородская область 0,091 0,053 0,055 0,044 0,062 540,99 568,0 586,9 638,4 638,7 1526,4 1674,77 1415,79 1886 2037,9
Оренбургская область 0,048 0,047 0,020 0,020 0,025 665,56 580,7 141,5 726,1 646,2 1087,74 1200,9 1346,72 1415,53 1527,53
Пензенская область 0,004 0,005 0,002 - 0,008 911,59 1053,3 1028,3 1113,7 1048,0 939,39 1050,07 1203,83 1275,18 1406,53
Самарская область 0,014 0,008 0,004 0,004 0,005 1058,68 971,3 869,8 863,8 900,4 1158,43 1273,46 1403,68 1462,11 1561,6
Саратовская область 0,029 0,022 0,011 0,004 0,002 945,45 1057,9 1038,7 588,8 1092,4 1203,37 1335,53 1489,1 1548,67 1675,66
Ульяновская область 0,004 - - - - 792,18 829,6 632,8 871,8 849,1 1283,09 1362,12 1519,84 1602,61 1756,33
Уральский
федеральный округ
0,089 0,057 0,052 0,031 0,030 616,92 626,0 676,6 714,8 654,5 1130,72 1220,45 1357,96 1493,78 1578,27
Курганская область 0,073 0,067 0,078 0,065 0,081 681,32 650,6 664,3 644,1 605,1 1666,59 1814,71 1937,54 1992,9 2125,62
Свердловская область 0,171 0,089 0,076 0,032 0,036 761,07 716,8 788,4 808,4 769,1 1044,66 1184,8 1344,7 1414,77 1542,72
Тюменская область 0,019 0,015 0,018 0,018 0,011 410,55 476,5 518,5 645,4 591,6 1262,84 1251,94 1386,32 1463,97 1661,48
Ханты-Мансийский АО-Югра 0,017 0,017 0,016 0,015 0,001 483,27 507,6 534,8 628,4 564,8 1277,51 1422,06 1488,6 1554,05 1684,39
Ямало-Hенецкий АО 0,001 - - 0,001 0,001 452,94 521,4 514,2 694,3 536,4 2090,88 1829,22 2214,86 2123,8 2138,27
Челябинская область 0,076 0,068 0,060 0,039 0,038 679,43 691,5 735,5 693,7 594,3 967,7 1080,22 1199,67 1507,55 1395,95
Сибирский
федеральный округ
0,093 0,101 0,083 0,069 0,062 796,52 843,8 840,3 801,9 799,4 1248,15 1358,21 1441,06 1498,17 1623,89
Республика Алтай 0,011 0,094 0,065 0,016 0,016 327,53 459,2 407,1 395,8 364,9 2180,3 2454,15 2568,95 2746,41 3219,77
Республика Бурятия 0,084 0,093 0,059 0,022 0,046 598,09 675,0 636,8 313,5 737,0 1668,17 1778,58 1857 1946,18 2024,54
Республика Тыва 0,011 0,011 0,037 0,004 0,013 660,44 896,6 429,7 569,1 445,1 1187,16 1410,29 1480,2 1477,73 1477,73
Республика Хакасия 0,046 0,019 0,023 0,006 0,002 887,27 1071,0 1058,8 985,4 575,5 1152,13 1284,1 1445,4 1628,91 1735,36
Алтайский край 0,316 0,417 0,295 0,320 0,211 918,22 1059,4 919,8 963,3 926,8 1094,3 1226,71 1314,18 1362,85 1535
Забайкальский край 0,076 0,075 0,058 0,063 0,091 317,40 656,7 595,8 680,0 678,9 1596,64 1671,13 1694,98 1693,87 2058,12
Красноярский край 0,093 0,100 0,070 0,060 0,042 1018,18 828,3 950,1 847,2 975,5 1337,77 1513,34 1642,68 1754,38 1872,31
Иркутская область 0,146 0,135 0,158 0,123 0,112 954,53 937,0 917,7 907,2 813,4 1157,97 1248,61 1211,19 1242,42 1325,6
Кемеровская область 0,010 0,011 0,012 0,003 0,005 677,74 719,9 777,2 812,2 615,5 1188,06 1298,37 1445,56 1502,55 1581,51
Новосибирская область 0,044 0,041 0,048 0,025 0,026 805,66 818,0 947,6 926,6 863,6 1049 1116,28 1219,45 1243,99 1325,36
Омская область 0,033 0,024 0,022 0,024 0,019 620,25 771,8 606,3 710,6 619,3 1320,75 1382,84 1478,15 1485,22 1592,32
Томская область 0,027 0,016 0,008 0,011 0,029 997,00 1078,1 1097,1 1216,9 1109,6 1223,63 1311,34 1380,26 1441,69 1621,22
Дальневосточный
федеральный округ
0,029 0,021 0,029 0,019 0,022 908,46 1001,3 970,2 714,2 936,4 2295,5 2483,66 2742,2 2838,57 3158,8
Республика Саха (Якутия) 0,015 0,002 0,001 0,000 0,001 746,27 821,8 858,8 829,8 802,8 2742,14 3079,7 3567,98 3790,82 4132,39
Камчатский край 0,104 0,083 0,016 0,000 0,017 471,07 702,6 847,6 107,9 692,3 4360,5 4863,39 4998,13 5202,67 6240,47
Приморский край 0,004 0,010 0,016 0,014 0,014 992,19 1126,2 874,0 1031,5 966,1 2301,06 2472,65 2754,8 2859,44 3216,02
Хабаровский край 0,013 0,014 0,050 0,037 0,026 1493,17 1566,3 1531,6 1721,2 1622,2 1671,59 1730,12 1813,76 1900,41 2082,07
Амурская область 0,031 0,020 0,019 0,009 0,007 702,36 735,5 695,6 747,3 628,5 1888 1971,61 2011,56 2047,48 2369,05
Магаданская область - - - - - 937,93 1019,1 1004,8 997,9 1015,1 3584,7 3893,53 4272,02 4511,54 5215,9
Сахалинская область 0,144 0,062 0,183 0,202 0,152 1067,34 1158,1 1198,5 1000,6 896,7 1978,4 2139,68 2446,17 2493,46 2561,3
Еврейская
автономная область
0,067 0,126 0,038 0,095 0,082 426,34 636,9 754,9 688,6 690,0 1789,08 1928,47 2242,9 2530,27 2644,99
Чукотский АО 0,003 0,010 0,007 0,008 0,003 308,14 449,2 391,1 464,4 336,4 4640,95 5849,02 6943,64 5665,9 5840,24
Крымский
федеральный округ
- - - 0,061 0,044 - - - 194,4 280,5 - - - - 1999,96
Республика Крым - - - 0,090 0,063 - - - 214,1 291,7 - - - - 2123,82
г. Севастополь - - - - - - - - 152,9 254,7 - - - - 1627,5

 

Таблица 2

Показатели качества, надежности и энергетической эффективности в сфере водоснабжения

Наименование субъекта Российской Федерации Аварийность систем
водоснабжения, ед./км
Потери воды, куб.м/км Тариф на воду, руб./куб.м
2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Российская Федерация 0,289 0,261 0,198 0,188 0,151 6084,1 6114,2 5891,2 5667,8 5473,5 20,93 22,76 24,43 25,32 27,84
Центральный
федеральный округ
0,242 0,226 0,174 0,157 0,131 4614,4 4739,5 4619,9 4534,2 4185,7 19,93 21,59 23,65 24,49 26,7
Белгородская область 0,084 0,105 0,072 0,079 0,089 1951,9 2365,5 2022,1 2182,4 2380,3 17,15 19,05 19,85 20,66 22,88
Брянская область 0,385 0,417 0,232 0,250 0,252 1480,3 1412,9 1486,5 1681,1 1456,6 15,61 16,41 17,38 18,03 20,18
Владимирская область 0,144 0,155 0,126 0,110 0,079 4283,1 4184,4 3980,2 3996,9 3653,7 17,74 19,7 21,68 22,62 24,68
Воронежская область 0,320 0,304 0,233 0,192 0,156 4215,5 4859,4 4182,8 4043,8 4087,1 21,59 23,58 24,81 25,67 28,15
Ивановская область 0,583 0,535 0,474 0,402 0,450 6623,4 6402,8 5996,7 5737,2 3783,6 18,53 19,92 21,16 21,65 23,94
Калужская область 0,883 0,481 0,055 0,055 0,044 6661,2 7703,8 9192,1 8580,0 8193,7 15,9 17,81 20,1 20,92 22,88
Костромская область 0,425 0,382 0,296 0,210 0,142 4822,2 5144,5 4171,5 4513,0 4576,1 24,09 25,79 28,66 29,88 32,09
Курская область 0,191 0,185 0,113 0,085 0,075 935,7 912,1 986,7 1036,3 1036,1 19,77 20,84 21,34 22,47 23,94
Липецкая область 0,104 0,066 0,054 0,049 0,005 4288,9 3986,6 3876,1 3484,3 3434,3 20,3 22,1 23,58 24,66 27,28
Московская область 0,231 0,248 0,264 0,193 0,062 5139,6 5518,8 5638,2 4998,1 4741,9 19,03 19,25 22,05 23,22 25,29
Орловская область 0,210 0,194 0,129 0,120 0,106 2253,8 1840,4 1511,0 1789,6 1592,9 14 15,22 16,46 17,07 19,13
Рязанская область 0,301 0,303 0,190 0,209 0,226 3629,6 3548,1 3378,0 2776,4 3011,1 16,59 18,5 20,59 20,79 25,64
Смоленская область 0,523 0,506 0,465 0,462 0,502 3126,4 2913,3 3051,3 2698,3 2676,1 19,54 20,97 21,37 22,98 25,91
Тамбовская область 0,169 0,203 0,145 0,179 0,157 1585,8 1467,9 1389,3 1245,4 1814,2 14,26 15,49 17,59 18,38 19,99
Тверская область 0,155 0,121 0,110 0,085 0,043 4104,0 3922,7 4054,0 3536,0 3193,6 14,95 16,57 18,6 20,03 22,44
Тульская область 0,269 0,276 0,342 0,345 0,326 7328,0 6362,4 6340,7 7487,6 7481,7 16,48 17,48 19,3 20,22 22,67
Ярославская область 0,037 0,035 0,024 0,024 0,026 7177,5 8234,7 9869,9 8540,1 8398,7 17,42 19,41 23,69 25,05 29,04
г. Москва 0,000 0,001 - - 0,000 11543,3 11643,9 10747,8 11615,1 9084,7 24,11 26,75 28,28 29,03 30,75
Северо-Западный
федеральный округ
0,214 0,204 0,180 0,168 0,154 9406,3 9033,4 8863,6 8320,3 7684,3 21,24 23,58 25,64 26,38 29,92
Республика Карелия 0,473 0,482 0,372 0,190 0,110 6146,5 6289,8 6677,7 6155,1 5074,0 24,17 26,8 31,41 31,66 36,22
Республика Коми 0,220 0,176 0,157 0,066 0,094 11179,3 11245,6 9417,9 8651,8 10269,5 35,78 39,78 41,5 42,83 47,96
Архангельская область 0,366 0,350 0,316 0,496 0,763 18714,6 18865,8 19423,1 20504,0 17006,4 30,31 33,22 36,17 38,52 56,25
Hенецкий АО - 0,071 0,029 - - 5034,4 4492,9 5032,3 5864,2 5631,8 234,48 232,06 88,98 87,91 364,08
Архангельская область
(кроме Ненецкого АО)
- - - - 0,782 - - - - 17283,8 - - - - 42,46
Вологодская область 0,303 0,269 0,223 0,125 0,149 5773,7 5354,4 5185,3 4364,3 4264,6 21,42 23,57 26,4 28,04 31,76
Калининградская область 0,216 0,256 0,262 0,255 0,129 4329,8 4054,6 3596,1 3431,8 3831,5 14,49 15,56 16,27 16,86 18,59
Ленинградская область 0,178 0,166 0,102 0,109 0,095 9954,9 9250,5 9233,4 8747,3 7949,5 22,7 24,91 27,48 27,33 29,98
Мурманская область 0,019 0,019 0,012 0,011 0,006 13275,2 12146,6 13278,1 13393,2 9831,7 14,79 19,47 17,22 17,76 20,25
Новгородская область 0,082 0,090 0,061 0,085 0,051 6870,3 6043,2 4843,6 4079,5 4096,7 39,65 43,09 46,29 41,7 42,42
Псковская область 0,567 0,489 0,551 0,506 0,339 5956,1 4916,3 4237,3 3949,0 3360,0 17,61 19,24 20,54 21,21 22,8
г. Санкт-Петербург 0,028 0,027 0,021 0,024 0,013 12862,5 12713,7 13106,2 11628,9 10875,4 15,78 17,72 21,56 23,45 26,01
Южный
федеральный округ
0,473 0,379 0,220 0,174 0,143 6610,6 6619,3 6827,6 6811,5 6503,6 24,29 26,13 27,41 28,66 31,73
Республика Адыгея 0,306 0,240 0,046 0,027 0,016 3635,4 3759,6 3535,2 3945,1 4358,1 12,02 13,03 14,5 14,25 16,63
Республика Калмыкия 2,039 2,212 0,707 0,414 0,311 2315,6 2468,0 2694,4 2674,8 2558,5 36,41 34,97 37,66 39,43 39,87
Краснодарский край 0,606 0,432 0,137 0,044 0,036 6212,3 6416,5 6979,6 6893,2 6776,5 23,55 26,26 28,68 30,4 34,62
Астраханская область 1,204 0,960 1,123 1,182 0,818 5847,8 7409,5 6002,6 6128,8 6799,1 19,86 27,58 21,78 21,96 24,57
Волгоградская область 0,275 0,299 0,218 0,180 0,184 4924,3 4609,0 5500,5 6744,3 5992,6 19,13 17,88 17,38 17,91 19,6
Ростовская область 0,164 0,133 0,133 0,130 0,121 8741,9 8309,7 8070,1 7435,3 6829,4 29,84 31,4 33,62 34,91 37,51
Северо-Кавказский
федеральный округ
0,402 0,361 0,291 0,244 0,323 5845,6 5535,5 5125,7 4452,5 5316,2 17,99 19,77 20,82 20,99 21,94
Республика Дагестан 0,032 0,021 0,016 0,064 0,187 5673,5 4977,7 2891,7 2419,6 3092,5 6,67 6,4 6,32 5,19 5,9
Республика Ингушетия 2,737 1,415 1,590 4,039 1,057 7085,3 2797,8 4236,7 10331,1 2990,9 16,84 18,09 21,4 22,17 22,63
Кабардино-Балкарская Республика 0,172 0,113 0,087 0,055 0,049 3270,3 3388,3 3403,3 3495,7 3200,3 9,04 9,82 10,75 11,4 12,62
Карачаево-Черкесская Республика 0,062 0,082 0,004 0,006 0,018 7800,4 7728,4 8095,8 7690,5 6685,6 15,65 16,97 18,55 19,09 20,27
Республика Северная Осетия-Алания 1,255 0,395 0,010 0,009 0,007 6471,0 8931,7 7759,6 11274,5 10493,4 10,72 11,63 12,82 13,37 14,9
Чеченская Республика - 2,177 2,076 1,201 1,586 - 6514,8 8972,8 1911,8 7478,8 - 10,27 10,84 13,19 15,59
Ставропольский край 0,03 0,039 0,040 0,030 0,052 5043,6 5116,7 4976,1 4958,0 5426,9 39,12 44,12 40,43 42,15 45,76
Приволжский
федеральный округ
0,19 0,161 0,120 0,117 0,102 4562,7 4671,0 4567,1 4454,4 4196,5 17,5 18,98 20,33 21,25 23,58
Респ. Башкортостан 0,03 0,018 0,016 0,016 0,017 3059,7 2994,3 2970,2 3138,9 3266,9 15,69 16,36 17,18 19,46 22,37
Республика Марий Эл 0,65 0,695 0,572 0,545 0,476 4346,8 4148,8 3551,4 3611,3 3478,8 17,68 18,7 20,04 20,48 22,16
Республика Мордовия 0,11 0,089 0,108 0,079 0,083 2377,7 2573,7 2383,0 1637,0 2042,0 16,79 18,38 19,13 19,85 22,06
Республика Татарстан 0,11 0,091 0,087 0,089 0,074 4873,2 4354,2 3965,3 3502,5 3420,5 19,72 20,86 21,33 22,36 23,62
Удмуртская Республика 0,18 0,215 0,164 0,141 0,148 3695,5 3358,0 3117,9 3107,8 2837,1 13,93 15,92 18,34 18,88 20,02
Чувашская Республика 0,04 0,030 0,024 0,040 0,034 3678,1 3628,6 2519,2 3259,7 2670,1 11,71 12,98 13,65 14,91 16,4
Пермский край 0,39 0,294 0,270 0,229 0,217 5313,5 5662,1 4992,6 4729,8 4502,3 22,37 23,9 26,3 23,89 29,34
Кировская область 0,39 0,298 0,223 0,214 0,210 4731,1 3955,8 3421,4 2850,1 2791,4 21,95 24,14 26,22 27,21 29,31
Hижегородская область 0,20 0,146 0,147 0,125 0,057 5225,7 5348,7 5565,5 5835,0 5093,0 16,98 18,71 19,55 20,7 22,94
Оренбургская область 0,19 0,164 0,133 0,138 0,103 2545,1 3289,2 2839,3 2565,1 2329,4 17,49 19,36 21,08 22,15 24,69
Пензенская область 0,08 0,090 0,069 0,077 0,078 3175,7 3606,9 3505,0 3599,9 2988,9 15,57 16,46 17,79 20,26 22,23
Самарская область 0,09 0,076 0,059 0,057 0,048 7366,8 8046,1 9445,6 9045,6 7180,1 18,52 20,77 22,85 23,96 26,27
Саратовская область 0,46 0,378 0,117 0,153 0,165 6893,0 7379,3 7563,9 7780,0 8683,1 14,83 16,57 18,01 18,77 20,37
Ульяновская область 0,09 0,055 0,043 0,037 0,038 4066,3 3924,3 3456,4 3261,0 3340,6 18,42 19,35 20,56 21,48 23,03
Уральский
федеральный округ
0,29 0,284 0,235 0,209 0,178 8365,5 8598,8 8248,6 7816,1 7687,2 22,19 24,2 26,59 27,71 31,03
Курганская область 0,58 0,580 0,554 0,505 0,433 5839,4 6844,9 6762,9 6160,7 5820,4 31,04 33,3 34,93 35,85 38,59
Свердловская область 0,36 0,313 0,239 0,197 0,181 10157,5 10443,4 9537,0 9548,2 9687,0 17,17 19,37 21,31 22,13 25,18
Тюменская область 0,12 0,123 0,114 0,096 0,036 5242,2 5029,2 4702,8 4288,5 4167,6 31,95 33,61 35,92 36,48 43,8
Ханты-Мансийский АО-Югра 0,01 0,013 0,016 0,011 0,003 4391,2 4151,0 3547,9 3189,2 3054,7 35,04 39,83 39,9 41,39 46,5
Ямало-Hенецкий АО - - - - 0,001 3557,5 4356,7 4547,6 4840,4 4698,7 57,94 55,22 62,4 61,11 62,21
Челябинская область 0,29 0,330 0,266 0,260 0,255 10295,7 10679,7 10883,4 10009,6 9586,7 16,54 18,47 20,61 21,5 22,93
Сибирский
федеральный округ
0,28 0,296 0,252 0,171 0,149 6645,9 6737,0 5821,8 5486,0 5258,7 20,77 23,22 23,77 24,41 27,17
Республика Алтай 0,09 0,063 0,063 0,089 0,127 1204,5 1201,0 2306,4 1821,1 1905,5 40,54 42,61 46,82 59,32 65,82
Республика Бурятия 0,07 0,076 0,076 0,049 0,058 7357,3 7238,7 7598,5 6783,9 2767,1 30,4 31,58 25,89 20,79 21,77
Республика Тыва 0,46 0,572 0,412 0,361 0,071 4574,1 4346,0 4603,9 4131,5 3926,8 12,6 13,74 15,83 17,05 16,85
Республика Хакасия 0,09 0,161 0,184 0,085 0,105 5412,9 7174,6 6593,4 6395,3 5347,5 15,41 16,55 16,08 16,92 18,86
Алтайский край 0,38 0,403 0,297 0,228 0,213 1764,5 1806,5 1443,4 1228,9 1270,2 14,63 20,91 20,94 21,21 23,69
Забайкальский край 0,06 0,076 0,051 0,051 0,069 3879,4 4152,1 4992,6 5413,6 5702,1 23,75 28,22 29,33 27,95 39,25
Красноярский край 0,11 0,125 0,085 0,076 0,080 12376,8 13117,1 10533,1 9814,0 9746,9 25,98 28,78 30,12 31,91 34,77
Иркутская область 0,22 0,187 0,196 0,179 0,173 9724,5 7943,3 7654,0 7283,7 9025,9 22,36 22,3 21,32 23,31 26,16
Кемеровская область 0,41 0,449 0,417 0,169 0,144 8027,2 7725,2 6813,6 7521,8 7113,5 16,95 18,88 20,3 21,16 22,63
Новосибирская область 0,32 0,332 0,286 0,206 0,129 7159,4 8087,3 6142,0 5076,2 4466,7 14,05 15,56 17,29 16,88 18,35
Омская область 0,36 0,375 0,302 0,246 0,221 4498,1 4405,8 4458,7 3711,9 3188,0 24,55 27,05 27,14 27,61 29,05
Томская область 0,09 0,054 0,067 0,059 0,056 8482,9 7868,2 7070,1 6582,1 6366,4 26,3 28,65 30,55 32,04 37,12
Дальневосточный
федеральный округ
0,41 0,388 0,338 0,288 0,247 12460,1 12472,0 12515,5 12175,0 11676,3 37,91 39 41,07 43,5 46,55
Республика Саха (Якутия) 0,03 0,015 0,019 0,012 0,012 12637,3 13710,4 15234,6 15053,5 11992,9 93,65 85,2 86,42 97,77 102,2
Камчатский край 0,38 0,371 0,279 0,241 0,188 13822,9 15246,4 15623,8 16796,4 17808,4 31,83 35,71 37,65 41,61 48,24
Приморский край 0,56 0,530 0,380 0,301 0,320 16523,3 16133,7 14935,3 14059,6 13820,3 22,02 23,29 25,07 26,66 28,19
Хабаровский край 0,42 0,453 0,539 0,417 0,271 13648,3 13150,5 12436,8 11300,7 11048,4 30,19 30,87 31,68 33,25 35,44
Амурская область 0,27 0,221 0,226 0,212 0,154 5187,9 4837,9 5236,3 5662,7 5124,3 23,11 27,29 28 29,36 31,92
Магаданская область 0,01 0,004 0,016 - 0,006 4784,4 5503,2 6217,1 6682,9 6596,2 17,98 19,78 21,27 21,56 25,48
Сахалинская область 0,66 0,638 0,517 0,516 0,445 11164,3 11632,9 11615,7 11265,8 11491,4 42,95 46,19 48,72 50,96 58,15
Еврейская
автономная область
0,30 0,258 0,233 0,282 0,277 11339,9 9891,6 20017,7 17074,1 14851,7 23,35 25,29 23,93 24,84 29,39
Чукотский АО - - 0,004 0,004 - 2094,3 1444,4 1677,3 3031,7 1326,9 144,51 232,8 304,94 179,92 183,66
Крымский
федеральный округ
- - - 0,961 0,058 - - - 6103,7 6396,6 - - - - 24,97
Республика Крым - - - 1,032 0,047 - - - 4699,1 4787,4 - - - - 25,91
г. Севастополь - - - 0,112 0,198 - - - 23000,2 26355,5 - - - - 20,8

 

Выпускающий редактор
журнала «Цены и тарифы в ЖКХ»
П.Д. Михайлов


Любые перепечатки этой статьи возможны при условии указания источника ввиде активной ссылки на страницу журнала Цены и тарифы в ЖКХ (http://www.cnis.ru/?id=cit)

Хотите читать наши статьи оперативно? Станьте нашим подписчиком и получите дополнительные скидки на участие в наших семинарах и при покупке наших сборников.

Закрытие окна