loading...

Аналитика и комментарии

Актуальные статьи из журнала ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В ЖКХ

Актуальные статьи из журнала ФИНАНСЫ И УЧЕТ В ЖКХ

Актуальные статьи из журнала ЦЕНЫ И ТАРИФЫ В ЖКХ

Правила игры в сфере ЖКХ в очередной раз изменили

Информационный бюллетень
"Законодательные и нормативные документы в ЖКХ"
№4 за 2017 год
Законодательные и нормативные документы в ЖКХ

Прошло лишь два месяца после выхода важного и крупного документа в сфере ЖКХ — ПП № 1498[1], как Правительство РФ опять внесло новые значительные корректировки в действующие документы. Они утверждены постановлением от 27 февраля 2017 г. № 232 с безликим названием «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», которое стало очень популярным в 2017 году[2].

Прокомментируем основные изменения и дополнения, которые вносятся этим постановлением в действующие документы сферы ЖКХ.

1. Исключено применение повышающего коэффициента (с 1 января 2017 года равного 1,5) к нормативу потребления на отопление.

С этой целью изменена редакция п.42(1) и п.43 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Исключен абзац, согласно которому при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме и в случае наличия обязанности его установки, размер платы за отопление определяется исходя из норматива потребления с применением повышающего коэффициента.

Можно предположить, что в Правительстве РФ пока не сформировался консенсус в вопросе ответственности за установку приборов учета по отоплению в многоквартирных домах и применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления.

Например, по мнению главы комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галины Хованской закон[3] возлагает обязанность устанавливать коллективные приборы учета тепловой энергии на ресурсоснабжающую организацию. При этом расходы на установку возмещаются собственниками помещений в многоквартирном доме, в том числе с рассрочкой платежа. По этой причине «санкция» за неустановку прибора учета должна предусматриваться в отношении ресурсоснабжающих организаций, не выполнивших норму закона, а не граждан.

Согласно абзацу 2 пункта 2 постановления 232 внесенные в Правила 354 изменения подлежат применению к отношениям, возникшим с 1 января 2017 г., поэтому управляющие организации должны сделать перерасчет и вернуть деньги, которые некоторые жители заплатили сверх норматива за отопление в январе и феврале 2017 года.

2. Согласно новой редакции пп.«б» п.22(1) Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (постановление Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»), теперь региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливаются ещё и с учетом единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

3. Изменения, внесенные в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491), предусматривают:

·      включение в состав общего имущества мусороприемных камер, мусоропроводов (пп.«а» п.2);

·      исключение из состава работ по содержанию общего имущества сбора и вывоза твердых бытовых отходов (пп.«д» п.11);

·      включение в состав работ по содержанию общего имущества содержания мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями (пп.«д(2)» п.11).

4. В соответствии с новой редакцией пп.«д» п.3 стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (постановление Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами»), управляющие организации обязаны раскрывать информацию о нормативах накопления твердых коммуналь-ных отходов.

5. Надо отметить, что основной объем изменений приходится на Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, далее Правила 354).

5.1. Уточнены понятия, используемые в Правилах (п.2):

·      к внутридомовым инженерным системам отнесены мусороприемные камеры, мусоропроводы;

·      услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами отнесена к коммунальным услугам;

·      определено понятие «региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами»;

·      обращение с твердыми коммунальными отходами отнесено к коммунальным услугам, которые могут быть предоставлены потребителю;

·      определен состав услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами как сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах.

5.2. Правила дополнены новым большим разделом XV(1) «Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами».

Здесь регламентирован порядок предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В частности, определены порядок заключения соответствующего договора (п.148(2), 148(4)-148(7), 148(13)-148(21)), круг лиц, которые могут выступать быть исполнителями права данной услуги (п.148(4)-148(5)), права (п.148(23)) и обязанности исполнителя (п.148(22)) и потребителя (п.148(24)) коммунальной услуги. К числу исполнителей коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами отнесены управляющая организация, товарищество, кооператив. региональный оператор по обращению с ТКО, организация (в том числе некоммерческое объединение), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующим региональным оператором по обращению с ТКО. Определены случаи, в которых предоставлением коммунальной услуги по обращению с ТКО занимается региональный оператор по обращению с ТКО (п.148(11)). Установлено, что региональный оператор отвечает за обращение с ТКО с момента приема ТКО путем погрузки таких отходов в мусоровоз в местах накопления ТКО (п.148(12)).

Установлен порядок расчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (п.148(28)-148(38)). Определено, что коммунальная услуга по обращению с ТКО не предоставляется на общедомовые нужды (п.148(29)). При этом остается загадкой, где же должен учитываться соответствующий объем ТКО, в том числе спиленные ветки деревьев, растущих на придомовой территории; мусор из урн, расположенных на придомовой территории; мусор, образующийся в процессе уборки помещений общего пользования в многоквартирном доме и т.д. Предусмотрена возможность расчета размера оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя как из количества граждан, постоянно и временно проживающих жилом помещении, так и из общей площади жилого помещения. По умолчанию размер оплаты будет вычисляться исходя из количества проживающих в жилом помещении граждан и нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Однако, региональные власти могут принять решение об оплате коммунальной услуги исходя из общей площади жилого помещения. Следует отметить, что в отличие от остальных коммунальных услуг граждане не могут влиять на объем потребления (например, мерами по экономии) новой коммунальной услуги — обращения с ТКО.

При раздельном накоплении и сборе сортированных отходов, а также в случае, если это указано в заключенном с региональным оператором договоре на оказание услуг по обращению с ТКО, размер платы может определяться исходя из фактического объема контейнеров с сортированными и несортированными отходами, вывезенных с места накопления твердых коммунальных отходов за расчетный период, что позволит снизить общий размер платы за оказанную услугу (п.148(30)).

В связи с отнесением услуги по обращению с ТКО к коммунальным услугам ее исполнитель, в частности, обязан при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжи-тельность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении (пп.«г» п.148(22), п.148 (44)-148 (48)).

5.3. Правила дополнены требованиями к качеству услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, за несоблюдение которых региональный оператор несет ответственность (раздел VII приложения № 1).

Основное требование к качеству услуги заключается в обеспечении своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5°C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5°C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).

При этом допустимое отклонение сроков составляет:

·      не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца;

·      не более 48 часов единовременно — при среднесуточной температуре воздуха +5°C и ниже;

·      не более 24 часов единовременно — при среднесуточной температуре воздуха свыше +5°C.

Предусмотрено уменьшение размера платы за услугу ненадлежащего качества: за каждые 24 часа отклонения суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 3,3 процента размера определенной платы.

Однако, в отличие от других коммунальных услуг, не предусмотрено никаких требований к качеству услуги ни в жилом помещении, ни в многоквартирном доме, хотя согласно определению, приведенному в ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами,
а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

5.4. Приложение 2 к Правилам дополнено разделом II(1) «Расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю за расчетный период», содержащим 8 формул. Эти изменения подлежат применению к отношениям, возникшим с 1 января 2017 г. (п.2 постановления № 232).

6. Дополнения, внесенные в постановление Правительства РФ от 27 августа 2012 г. № 857 «Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», дают право органам государственной власти субъектов РФ принять решение об оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта.

При этом органы государственной власти субъектов сохраняют право в любой момент принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.

Однако пока нет определенности с переводом нормативов накопления ТКО на проживающих граждан в нормативы накопления ТКО на квадратные метры общей площади жилых помещений.

7. Поправки, внесенные в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья (либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом) договоров с ресурсоснабжающими организациями (постановление Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. № 124), предусматривают уменьшение повышающего коэффициента, применяемого при определении стоимости тепловой энергии, поставленной в МКД, от ресурсоснабжающей организации исполнителю коммунальных услуг, с 1,5 до 1,1 в ряде случаев.
К ним относятся:

·      отсутствие коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии при наличии обязанности и технической возможности по его установке;

·      истечение 3 месяцев после выхода из строя либо утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (по истечении срока его эксплуатации);

·      непредставление исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения;

·      недопуск исполнителем 2 и более раза представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учета) (предложение первое подпункта «е» пункта 22).

Таким образом, ресурсоснабжающие организации теперь при выставлении управляющим организациям стоимости тепловой энергии, поставляемой в многоквартирные дома, в которых нет прибора учета тепловой энергии, но при этом есть необходимость и возможность его установки, могут применять коэффициент 1,1. При этом управляющие организации в свою очередь повышающий коэффициент к стоимости отопления в отношении потребителей уже применять не могут, поскольку соответствующая норма «изъята» из п.42(1) Правил 354.

В результате последних изменений Правил 354 ресурсоснабжающие организации, не выполнившие положение Федерального закона № 261 об установке в МКД общедомовых приборов учета, обрели благодаря этому возможность дополнительно получать с управляющих организаций 10% стоимости поставленной в такие дома тепловой энергии.

8. Изменения, внесенные в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (постановление Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290), позволили выделить отдельно работы по обеспечению вывоза, в том числе откачке, жидких бытовых отходов (п.26) и работы по содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов (п.26(1)).

9. Изменения (п.1, 4, 14, 16(1), 17, 19(1), 28, 36, 38, 39, 43, 46, 59)  в Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2014 г. № 400), привели к учету коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами при расчете индексов изменения платы за коммунальные услуги для их последующего ограничения.

10. Корректировка Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (постановление Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. № 269), связана с уточнением формул расчета среднесуточных нормативов за сезон.

11. Дополнение, внесенное в постановление Правительства РФ от 3 июня 2016 г. № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», уточняет срок начала его применения к деятельности операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Закончим тем, что постановлением № 232 исправлена ошибка, допущенная в постановлении № 1498, на которую мы указывали в своем февральском комментарии.

Это отсутствие скобки в конце формулы (6) для определения норматива потребления коммунальной услуги по холодному (горячему) водоснабжению или норматива потребления горячей воды в жилых помещениях (п.5 приложения № 1 к Правилам 306), что могло привести к завышению нормативов. В тексте постановления № 232 (пункт 2) специально оговорено, что это изменение подлежит применению к отношениям, возникшим с 1 января 2017 года.

Учитывая, что много изменений связано с введением новой коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, попробуем ответить на важный вопрос — на сколько вырастет плата за эту услугу?

Согласно разделу II(1) приложения 2 к Правилам 354 размер платы за данную услугу будет определяться ценой (тарифом) на коммунальную услугу по обращению с ТКО и нормативом накопления ТКО либо объемом контейнеров, вывезенных с места накопления твердых коммунальных отходов, за расчетный период. Однако пока нет ясности в вопросе определения тарифа.

Постановлением № 232 установлено, что до утверждения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, но не позднее 1 сентября 2017 г., расчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется по формулам 9(3), 9(4) и 9(6) приложения № 2 к Правилам 354, т.е. исходя из объема контейнеров, вывезенных с места накопления твердых коммунальных отходов, за расчетный период.

Конкурсы на разработку нормативов накопления ТКО пока объявили и провели лишь 11 субъектов РФ (Республики Башкортостан, Татарстан и Дагестан, Ставропольский, Приморский и Пермский края, Калининградская, Пензенская, Тамбовская, Мурманская и Магаданская области). Поэтому вряд ли стоит ожидать, что к установленному постановлением № 232 сроку все регионы успеют утвердить нормативы накопления.

Наибольшее влияние на размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО будет оказывать цена, определенная в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.

Процесс выбора региональных операторов по обращению с ТКО в субъектах РФ также находится в начальной стадии. Пока отбор региональных операторов завершен лишь в Ивановской области, Камчатском и Краснодарском краях.

В Минстрое по традиции отрицают вероятность роста цен на услуги по обращению с ТКО для населения в целом, заявляя, что стоимость новой коммунальной услуги вырастет только для тех населенных пунктов, где ранее за вывоз ТКО не платили. Однако, практика показывает, что ни одно изменение в жилищном законодательстве, касающееся платежей за жилищно-коммунальные услуги, не обходилось без их роста. Это происходило вопреки министерским уверениям, что нововведение носит чисто технический характер и не повлияет на размер платежей. Яркий пример — возвращение в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме (постановление № 1498) после того как данные расходы были включены в коммунальные услуги (постановление № 354). И в первом, и во втором случае эти нововведения сопровождались ростом платежей для населения.

С большой вероятностью, не обойдется без этого и введение новой коммунальной услуги, связанной в том числе и с переходом к новым схемам обращения с отходами. По экспертным оценкам, цена (тариф) в Центральном федеральном округе может вырасти со 130 руб. до 2 тыс. руб. за тонну, а для регионов, где мусор будет направляться на мусоросжигательные заводы,— до 10-12 тыс. руб. за тонну в год.

Способствовать росту платежей также может и еще одно обстоятельство. После введения новой коммунальной услуги должен уменьшиться платеж за содержание жилого помещения за счет того, что расходы по сбору и вывозу ТБО теперь должны будут исключаться из нее и преобразовываться в плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО. Однако, не исключено, что этого не произойдет, как это уже было в 2012 году в случае с ОДН.

 



[1] Постановление Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме»(см. наш комментарий в Информационном бюллетене № 2 за февраль 2017 года «Бег по кругу — ОДН вернули на место»).

[2] С начала года уже принято более 20 постановлений Правительства РФ именно с таким названием.

[3] Пункты 9, 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Редакция
Информационного
бюллетеня


Любые перепечатки этой статьи возможны при условии указания источника ввиде активной ссылки на страницу информационного бюллетеня "Законодательные и нормативные документы в ЖКХ" (http://www.cnis.ru/?id=ib)

Хотите читать наши статьи оперативно? Стань нашим подписчиком и получите дополнительные скидки на участие в наших семинарах и при покупке наших сборников.

Закрытие окна