loading...

Аналитика и комментарии

Актуальные статьи из журнала ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В ЖКХ

Актуальные статьи из журнала ФИНАНСЫ И УЧЕТ В ЖКХ

Актуальные статьи из журнала ЦЕНЫ И ТАРИФЫ В ЖКХ

Финансовые проблемы концессионных соглашений

Межецкая Главный редактор журнала
«Финансы и учет в ЖКХ»
В.А. МЕЖЕЦКАЯ
Журнал Финансы и Учет в ЖКХ
№5 за 2016 год
Финансы и учет в ЖКХ

«Концессии шагают по стране!» Пожалуй, лозунг, с которого можно начать очередную статью в журнале «Финансы и учет в ЖКХ», в наибольшей степени характеризует ситуацию сегодняшнего дня. В сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения все большую популярность сегодня получает такая форма осуществления строительства и последующей эксплуатации систем коммунальной инфраструктуры, как концессия. Более того, сама концессия стала уже рефреном: именно ее внедрение рассматривается чуть ли не как «панацея от всех бед» в ЖКХ. С концессионными соглашениями связываются и привлечение инвестиций в отрасли, и повышение эффективности деятельности ресурсоснабжающих предприятий, и улучшение качества коммунальных ресурсов и оказываемых услуг, и… Словом, все положительное, что можно придумать и что может произойти в коммунальной сфере, ассоциируется сейчас только с концессиями.

С каждым годом в России заключается все больше концессионных соглашений в сфере коммунального хозяйства. Однако их структура весьма неоднородна. В частности, основное количество соглашений приходится на небольшие муниципальные образования и системы коммунальной инфраструктуры. Отчасти это обусловлено тем, что данный механизм взаимодействия органов местного самоуправления и ресурсоснабжающих организаций новый и еще во многом недостаточно проработан. С другой стороны, во многих крупных городах действующие сейчас унитарные предприятия можно отнести к категории эффективных. Вместе с этим, в структуре инвестиционных расходов концессионеров по заключенным концессионным соглашениям существует достаточно большой перевес в сторону одного соглашения: из 70 млрд. руб. концессионных соглашений, заключенных в 2015 году, 58 млрд. руб. (83 %) приходится на концессионное соглашение в сфере водоснабжения и водоотведения одного города – г. Волгограда. Очевидно, такая неравномерность позволяет уже сейчас сказать, что концессионные соглашения 2015 года не повлекут сколь-либо масштабных преобразований. Если исключить концессию г. Волгограда, то средняя «стоимость» одного концессионного соглашения по итогам прошлого года составит всего 44 млн. руб. на весь срок концессионного соглашения!

Давайте более подробно разберемся, что же это такое, концессия в сфере ресурсоснабжения? Насколько оправданы те авансы, которые ей сейчас выдаются?

Новый импульс для внедрения концессий был задан изменениями в нормативном документах, регулирующих соответствующие сфер ресурсоснабжения. В частности, в Федеральный закон от 21.07.2005 г. 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – закон о концессиях) в 2013 году были внесены изменения, устанавливающие особенности заключения и исполнения концессионных соглашений в сферах ресурсоснабжения. В дальнейшем, возможность реализации концессионных соглашений была интегрирована в систему тарифного регулирования теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения (в первую очередь, через соответствующие основы ценообразования). Практика проведения конкурсных процедур с дальнейшим заключением концессионных соглашений началась после выхода распоряжения Правительства Российской Федерации от 22.08.2011 г. № 1493-р, которым предусматривалось, что в субъектах Российской Федерации должны быть сформированы графики передачи объектов жилищно-коммунального хозяйства всех государственных и муниципальных унитарных предприятий, управление которыми признано неэффективным, в концессию. С этой целью предусматривалось проведение соответствующими органами конкурсов на право заключения концессионных соглашений.

Законом о концессиях предусматривается, что концессионное соглашение может заключаться только по результатам проведенного конкурса, за исключением некоторых случаев, когда заключение такого соглашение возможно без проведения конкурсных процедур. Положительным моментом рассматриваемого закона является достаточно простая форма выбора победителя конкурса. По сути, ее можно отразить одной фразой: побеждает тот, кто добьется больших результатов за меньшие деньги. В частности, основным критерием выбора победителя является минимальная необходимая валовая выручка (а значит и последующий тариф) для обеспечения предоставления товаров и услуг, а также выполнения обязательств по реализации мероприятий по строительству и модернизации объектов концессионного соглашения. Если у нескольких участников такая необходимая валовая выручка приблизительно одинакова, то используется второй критерий – показатели качества, надежности и энергетической эффективности. Данные показатели представляют собой ключевой инструмент для оценки деятельности ресурсоснабжаюих организаций, а также используются для расчета тарифов, планирования производственных и инвестиционных программ1. Побеждает тот участник, кто заявит большее количество лучших показателей. Все достаточно просто и понятно. Завышение инвестиционного предложения потенциального концессионера снижает конкурентоспособность его заявки по первому критерию, а «рисование» (необоснованные искажение) значений показателей качества, надежности и энергетической эффективности приведет к тому, что они не смогут быть выполнены в рамках текущих производственных и инвестиционных программ (для последней – с учетом обязательств по концессионному соглашению). А невыполнение намеченных значений показателей является одним из оснований для снижения тарифа в качестве некой штрафной санкции, а также может стать основанием для расторжения самого концессионного соглашения.

Далее рассмотрим основные особенности концессионного соглашения, заключаемого в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Как следует из требований закона о концессиях, в рассматриваемом случае концессионное соглашение должно содержать следующие основные положения.

1) Обязательства по созданию и (или) реконструкции объектов.

Данные обязательства заявляются участниками конкурса в своих конкурсных предложениях. Предлагаемые мероприятия определяют размер инвестиционной составляющей, включаемой в состав необходимой валовой выручки и оцениваемой при проведении конкурса. Также данные мероприятия учитываются при планировании значений показателей качества, надежности и энергетической эффективности, которые также являются одним из критериев оценки предложений участников конкурса. Данные мероприятия определяются участником конкурса на основании утвержденных схем теплоснабжения, водоотведения и водоотведения, а также на основании программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. Кроме этого, часть мероприятий (например, основные мероприятия по магистральным сетям или головным сооружениям) могут быть предусмотрены в составе конкурсной документации. Данные мероприятия также основываются на указанных выше утвержденных документах.

2) Срок действия соглашения.

Срок действия соглашения определяется, в меньшей степени, сроком, который необходим для обеспечения возможности реализации всех намеченных мероприятий, а также, в большей степени, сроком окупаемости вложенных инвестиций (как вариант – сроком возврата вложенных инвестиций). В этом контексте важное значение будет иметь финансовая модель концессии, определенная концессионером в своем конкурсном предложении. Можно выделить две такие модели. Первая модель характеризуется более – менее равномерным распределением инвестиционных средств по годам исполнения концессионного соглашения. Это предполагает, зачастую, что размер инвестированных средств определяется размером капитальных вложений, предусмотренный на соответствующий период при установлении тарифа. По сути, в данном случае речь идет о том, что срок окупаемости мероприятий составляет один год: инвестировали ровно столько, сколько получили с потребителей. Плюсы данной модели очевидны: не происходит перехода невозвращенных инвестиций на следующий год (на следующий период тарифного регулирования, в следующую инвестиционную программу). Но в большей степени данная модель характерна для случаев, когда не требуется реализация каких-либо затратных мероприятий.

Вторая модель предполагает неравномерное распределение инвестиционных средств по годам реализации концессионного соглашения. В отдельные годы объем выполненных мероприятий и инвестированных средств существенно увеличивается, а в последующие годы осуществляется возврат таких средств за счет доступных источников финансирования (например, тарифов на тепловую энергию или воду). Данная модель применяется в случае необходимости реализации крупных инвестиционных проектов (например, строительств очистных сооружений сточных вод), которые не могут быть разделены на отдельные этапы. Поэтому в рассматриваемом случае срок действия концессионного соглашения должен учитывать возможность возврата инвестированных средств концессионером.

Данные модели можно проиллюстрировать на примере концессии в системах водоснабжения и водоотведения г. Волгограда2. Так, предельный размер расходов на создание (реконструкцию) объектов водоснабжения одного из участников предусматривал колебания в диапазоне от 115 млн. руб. до 676 млн. руб. в год. Другой участник предложил иной подход. Максимальный объем инвестиций в системы водоснабжения предусматривался в диапазоне от 21 млн. руб. до 3453 млн. руб. в год. Главное (с точки зрения возможности реализации намеченных планов), чтобы максимальные пики инвестиций не приходились на последние годы концессионного соглашения, так как в противном случае есть вероятность не обеспечить полный возврат средств, что потребует пролонгации соглашения. Оптимальным представляется планирование инвестирования и возврата средств в рамках одной инвестиционной программы (разрабатывается на 5 лет). Данный подход позволит избежать существенных колебаний капитальных вложений по отдельным годам и повысит степень защиты концессионера при возврате понесенных инвестиций.

3) Размер концессионной платы.

Законодательство никак не регулирует размер платежа, который должен перечислять концессионер концеденту. Однако применительно к сферам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения есть ключевая особенность. При тарифном регулировании может быть учтен не любой, а только экономически обоснованный размер концессионной платы. Подходы к его определению предусмотрены соответствующими основами ценообразования. Экономически обоснованный размер концессионной платы предусматривается в размере, эквивалентном расходам собственника от обладания имуществом, которое является объектом концессионного соглашения. По сути, размер концессионной платы определяется равным сумме амортизации и налогов на имущество.

4) Порядок возмещения расходов в случае досрочного расторжения соглашения.

Это достаточно важный момент. Очевидно, что, инвестируя определенные средства, любой концессионер рассчитывает на их компенсацию в полном объеме. При этом концессионное соглашение заключается, как правило, на несколько десятков лет. И за этот период могут возникнуть основания для его расторжения.

В связи с этим порядок возмещения расходов требует достаточно серьезной проработки и детализации. Здесь необходимо выделить три основных момента.

I. Порядок определения фактической стоимости выполненных мероприятий по строительству (реконструкции) объектов. Ведь капитальные вложения в инфраструктуру, предусмотренные инвестиционными программами, могут отличаться от величин, предусмотренных концессионным соглашением. В свою очередь, инвестиционные программы могут быть не выполнены в полном объеме. Поэтому первым шагом здесь является определение перечня фактически выполненных мероприятий и их фактической стоимости. Данная информация фиксируется в отчетах (желательно – ежегодных) о выполнении инвестиционной программы с подтверждением стоимости соответствующими первичными документами (например, актами сдачи работ) и накапливается за весь период реализации концессионного соглашения.

II. Порядок определения фактических размеров компенсаций инвестированных средств. В данном случае речь идет о совокупном поступлении денежных средств на финансирование инвестиционных программ концессионера за счет всех источников финансирования: тариф (включая амортизационные отчисления, нормативная прибыль), плата за подключение, бюджетные средства. При этом учитываются не плановые величины (например, при очередном установлении тарифа), а фактически полученные по итогам отчетного года (с учетом прочих факторов, например, с учетом фактических объемов реализации коммунальных ресурсов). Данная информация также накапливается за весь период реализации концессионного соглашения.

III. И, наконец, порядок определения размера расходов, подлежащих возмещению, и порядок такого возмещения. Величина таких расходов определяется как разность ранее рассчитанных значений расходов. А порядок компенсации должен включать, в первую очередь, лицо (сторону), которая будет осуществлять компенсацию, и срок такой компенсации.

5) Долгосрочные параметры регулирования.

Это ключевые параметры, определяющие, какой будет необходимая валовая выручка, а, значит, и тариф на соответствующий коммунальный ресурс (услугу) на всем протяжении действия концессионного соглашения. Более подробно взаимосвязь таких параметров и концессионных соглашений рассмотрим ниже.

6) Предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объектов.

По сути, данный размер расходов представляет собой некую предельную величину, которую нельзя превышать при составлении инвестиционных программ в рамках реализации концессионных соглашений. Этот предельный размер фиксируется с тем, чтобы не произошло ситуаций, при которых на конкурс участник заявился с одной величиной инвестиций (например, меньшим, с целью повышения вероятности победы на конкурсе), а в ходе реализации концессионного соглашения в одностороннем порядке увеличивает размер инвестиционных обязательств, чтобы была возможность обеспечить достижение запланированных таким участником показателей качества, надежности и энергетической эффективности.

7) Плановое значение показателей надежности, качества и энергетической эффективности.

Эти параметры являются количественным выражением деятельности концессионера по строительству (реконструкции) и дальнейшей эксплуатации инфраструктурных объектов. К таким показателям относятся:

I. в сфере теплоснабжения:
– количество прекращений подачи тепловой энергии, теплоносителя в результате технологических нарушений на тепловых сетях на 1 км тепловых сетей;
– количество прекращений подачи тепловой энергии, теплоносителя в результате технологических нарушений на источниках тепловой энергии на 1 Гкал/час установленной мощности;
– удельный расход топлива на производство единицы тепловой энергии, отпускаемой с коллекторов источников тепловой энергии;
– отношение величины технологических потерь тепловой энергии, теплоносителя к материальной характеристике тепловой сети;
– величина технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям.

II. в сфере водоснабжения и водоотведения:
– доля проб питьевой или горячей воды (с источников водоснабжения, в распределительной сети), не соответствующих установленным требованиям, в общем объеме проб, отобранных по результатам производственного контроля качества питьевой воды;
– доля проб горячей воды в тепловой сети или в сети горячего водоснабжения, не соответствующих установленным требованиям по температуре;
– количество перерывов в подаче воды, возникших в результате аварий, повреждений и иных технологических нарушений, в расчете на протяженность водопроводной сети (ед./км);
– доля сточных вод, не подвергающихся очистке, в общем объеме сточных вод;
– доля поверхностных сточных вод, не подвергающихся очистке, в общем объеме поверхностных сточных вод;
– доля проб сточных вод, не соответствующих установленным нормативам допустимых сбросов, лимитам на сбросы;
– доля потерь воды;
– удельное количество тепловой энергии, расходуемое на подогрев горячей воды;
– удельный расход электрической энергии.

Таким образом, концессионное соглашение затрагивает достаточно большой круг вопрос, связанных с реализацией мероприятий по строительству (реконструкции) объектов инфраструктуры, а также с их последующей эксплуатацией. Безусловно, когда стороны договорились обо всех этих вопросах «на берегу», снижается вероятность каких-либо конфликтных ситуаций и повышается  вероятность достижения намеченных целей. Однако, тем не менее, реализация концессионного соглашения сопряжена с несколькими достаточно существенным рисками, в первую очередь для концессионера.

Основным риском является невыполнение концессионного соглашения по размеру инвестированных средств. В данном случае речь идет о том, что концессионер фактически может не обеспечить капитальные вложения в инфраструктуру в объеме, предусмотренном в концессионном соглашении. Как вариант, также может быть негативной ситуация, при которой концессионер не обеспечивает возврат ранее инвестированных средств.

Для того, чтобы понять механизмы минимизации данного риска, целесообразно проанализировать взаимосвязь концессионного соглашения с тарифным регулированием и формированием инвестиционных программ. Основным условием, определяющим дальнейший расчет тарифа на тот или иной коммунальный ресурс, является метод установления тарифа. Данный метод выбирается концедентом, согласовывается с органом регулирования до проведения конкурса и указывается в конкурсной документации. На этапе проведения конкурса его участники поменять данный метод не могут. Применительно к концессиям методами тарифного регулирования могут быть метод индексации и метод доходности инвестированного капитала.

Далее, в конкурсной документации определяются долгосрочные параметры тарифного регулирования, так как все возможные методы регулирования тарифов в условиях реализации концессионного соглашения являются методами долгосрочного тарифного регулирования. К таким параметрам относятся: базовый уровень операционных расходов, нормативный уровень прибыли (норма доходности), показатели энергосбережения и энергетической эффективности (в сфере теплоснабжения – удельный расход топлива, уровень потерь тепловой энергии, в сфере водоснабжения и водоотведения – уровень потерь воды, удельный расход электрической энергии). Перечисленные параметры также являются критериями конкурса, но вместе с этим конкурсная документация может содержать иные параметры регулирования тарифов, которые критериями не являются (например, индекс эффективности расходов). По тем параметрам, которые являются критериями конкурса, участники в своих конкурсных заявках указывают предлагаемые ими значения, которые впоследствии будут учитываться при оценке их заявок, а для победителя конкурса – будут учитываться при формировании соответствующих тарифов на протяжении реализации концессионного соглашения. Вернемся к примеру по концессии в г. Волгограде. Победитель конкурса предложил в качестве долгосрочных значений показателя базового уровня операционных расходов следующие величины (в ценах 2015 года): 983 млн. руб. по водоснабжению в 2015 году и 620 млн. руб. в 2043 году. По водоотведению динамика аналогична: 487 млн. руб. в 2015 году и 296 млн. руб. в 2043 году. Данное снижение расходов в первую очередь учитывает применение индекса эффективности расходов (снижение на 1 % ежегодно). Но при планировании данного параметра надо учитывать и другие факторы. Например, реализация инвестиционной программы приведет к появлению нового оборудования и сооружений, которые также необходимо обслуживать и ремонтировать. Соответствующие расходы являются частью операционных расходов, что может привести к повышению их уровня относительно стартовых условий. Также особенностью является то, что предложенный концессионером уровень операционных расходов (в отличие от прочих долгосрочных параметров тарифного регулирования) не может быть изменен в течение реализации концессионного соглашения.

Третьим условием концессионного соглашения, которое оказывает влияние на величину тарифа, является концессионная плата. О ней мы уже говорили выше. Стоит добавить, что в некоторых случаях (например, в г. Волгограде) концеденты отказываются от взимания такой платы с концессионера.

С точки зрения формирования инвестиционной программы также можно сформулировать три ключевые особенности. Во-первых, как уже отмечалось, мероприятия концессионного соглашения определяют те мероприятия, которые включаются в инвестиционную программу концессионера. Во-вторых, финансовые потребности на реализацию инвестиционной программы не могут превышать предельных размеров расходов, указанных концессионером в своем конкурсном предложении (это ограничение предусмотрено для того, чтобы в дальнейшем концессионер не завышал размер инвестиционной программы по сравнению с теми параметрами, которые стали основанием для признания его победителем конкурса). В-третьих, недоступность тарифов не является основанием для отказа в утверждении инвестиционной программы. Последнее условие было бы важным, если бы документы по регулированию тарифов содержали бы какой-либо объективный подход к оценке доступности тарифов организаций для потребителей (например, исходя из моделирования, как скажется оплата коммунальной услуги по новым тарифам на собираемости платежей, на структуре расходов населения, на системе социальной поддержке при оплате коммунальных услуг). Однако сейчас предусмотрен единственный подход к оценке доступности: соответствие тарифа предельному индексу (предельному тарифу). Очевидно, данный подход исключает возможность содержательного анализа социально-экономических последствий принятия того или иного решения по тарифам.

Таким образом, обобщая вышесказанные взаимосвязи концессионного соглашения, инвестиционной  программы и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс (услугу), формируется следующая взаимосвязь:

Рассмотрим ситуацию регулирования тарифов методом индексации (представляется, что в силу критериев использования для коммунального хозяйства это будет один из наиболее распространенных методов):
– концессионное соглашение определяет мероприятия и предельную стоимость инвестиционной программы, которая
– финансируется (в основном) за счет тарифов на тепловую энергию, воду, отведение стоков, при установлении которых
– капитальные вложения на реализацию инвестиционной программы учитываются в размере, не превышающем нормативный уровень прибыли, который
– установлен в самом концессионном соглашении.

Получается вот такой замкнутый круг. Ключевым элементом, определяющим допустимые границы возврата инвестированных концессионером средств, является нормативный уровень прибыли: по основам ценообразования для водоснабжения он составляет не более 7 %, для теплоснабжения – около 8 %. Это тот самый предел, за рамки которого выйти никак не получится. Следовательно, если концессионер рассчитывает полностью возвратить вложенные средства, планировать свою заявку он должен, основываясь именно на этом показателе.

Рассмотрим это на примере. Тариф на воду для г. Волгограда в 2015 году составлял 17,83 руб./куб.м (с НДС). Сделаем укрупненную оценку предельного объема инвестиций в рамках концессионного соглашения, которые могут быть обеспечены тарифом. Учитывая и без того небольшое значение тарифа, предположим, что при его установлении прибыль учтена в минимальном размере (без капитальных вложений). Нормативный уровень прибыли согласно конкурсной документации и предложению победителя составляет 5 %. Значит, включение капитальных вложений в размере 5 % составит около 0,89 руб./куб.м. С учетом объемов реализации воды в год это даст максимум 96 млн. руб. в год или 2,9 млрд. руб. за 30 лет (срок, на который заключено концессионное соглашение) в ценах 2015 года. Если учесть, что в среднем за период инфляция составит около 6 % (как это на ближайшую перспективу планирует Министерство экономического развития Российской Федерации), то в текущих ценах предельный размер инвестиций составит 17 млрд. руб. Концессионер в своем конкурсном предложении  заявил предельный размер инвестиций в объекты водоснабжения 37 млрд. руб. Получается, что в условиях отсутствия бюджетного финансирования оставшиеся 20 млрд. руб. (более половины от общего объема) планируется профинансировать за счет платы за подключение! Очевидно, это несбыточный прогноз, особенно в условиях, когда плата за подключение может включать расходы только по разводящим сетям (магистральные сети и головные сооружения могут быть включены только в индивидуальную плату, но и она не может быть безразмерной).

Что касается второго метода тарифного регулирования – метода доходности инвестированного капитала, то особенность его применения заключается в сроке возврата инвестированного капитала: для теплоснабжения он установлен в размере 20 лет, для водоснабжения и водоотведения – до 30 лет. Очевидно, что в современных экономических реалиях ни концедент, ни концессионер не способны адекватно прогнозировать свою деятельность на такой срок, что значительно затрудняет применение такого метода.

Рассмотренные в этой статье особенности и проблемы реализации концессионных соглашений являются лишь верхушкой айсберга. Исполнение концессионных соглашений сопряжено с достаточно большим количеством рисков для сторон, которые требует урегулирования на этапе заключения соглашения.

Рассмотренные в статье проблемы и примеры говорят о том, что использование концессий в сфере коммунального хозяйства само по себе не гарантирует органам местного самоуправления «золотой дождь» на их изношенные сети. Многое зависит от стартовых условий и от того, как будет организована сама концессии.

Таким образом, сама по себе концессия не является панацеей от всех бед. Поэтому достаточно странно выглядят призывы ответственных руководителей срочно перевести все ресурсоснабжающие предприятия на концессионную форму работу. Более того, совсем недавно в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации обозначены планы с 2018 года вообще отказаться от государственных и муниципальных унитарных предприятий в коммунальной сфере, заменив их концессионными соглашениями. Хотя и сейчас есть достаточно эффективно работающие унитарные предприятия, к которым нет существенных претензий. А что касается работы концессионеров, то целесообразно было бы дождаться первых итогов их работы, хотя бы по прошествии одного периода тарифного регулирования, подвести итоги и уже затем принимать решение о распространении концессий на всю страну.

Вместе с этим концессионные соглашения как основания для осуществления хозяйственной деятельности могут быть интересны и для организаций, осуществляющих деятельность в сфере недвижимости. В частности, сейчас подготовлены изменения в закон о концессиях, которые предусматривают заключение концессионных соглашений с целью строительства многоквартирных домов с последующей сдачей квартир в них в аренду (так называемые «доходные дома»). Ведь в условиях постоянного роста цены покупки квартиры все больше проявляется спрос именно на аренду жилья. Но это уже отдельная история…


1 Более подробно тема использования показателей качества, надежности и энергетической эффективности в деятельности ресурсоснабжающих организаций рассмотрена на страницах сборника «Цены и тарифы в ЖКХ» (№ 1 за 2016 г.).

2В г. Волгограде Центр муниципальной экономики разработал программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры одновременно с подготовкой конкурса для заключения концессионного соглашения.

Руководитель Департамента консалтинга
ЗАО «Центр муниципальной экономики»
выпускающий редактор сборника «Цены и тарифы в ЖКХ»,
П.Д. Михайлов

 


Любые перепечатки этой статьи возможны при условии указания источника ввиде активной ссылки на страницу журнала Финансы и Учет в ЖКХ (http://www.cnis.ru/?id=fiu)

Хотите читать наши статьи оперативно? Станьте нашим подписчиком и получите дополнительные скидки на участие в наших семинарах и при покупке наших сборников.

Закрытие окна