loading...

Аналитика и комментарии

Актуальные статьи из журнала ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В ЖКХ

Актуальные статьи из журнала ФИНАНСЫ И УЧЕТ В ЖКХ

Актуальные статьи из журнала ЦЕНЫ И ТАРИФЫ В ЖКХ

Бег по кругу — ОДН вернули на место

Информационный бюллетень
"Законодательные и нормативные документы в ЖКХ"
№2 за 2017 год
Законодательные и нормативные документы в ЖКХ

По сложившейся традиции в конце года власти «одаривают» граждан документами, существенным образом меняющими «правила игры» в сфере ЖКХ. Не стал исключением и 2016 год, в конце которого был преподнесен «новогодний подарок» — пакет законов и постановлений правительства.

Наиболее важным и крупным из них стало Постановление Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме», вступившее в силу (за исключением отдельных положений) с 1 января 2017 года.

Этот документ фактически издан в соответствии с Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и конкретизирует его главную «новацию», которая заключается в том, что в состав платы за содержание жилого помещения должны включаться расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

В связи с этим нужно напомнить, что еще в 2012 году было принято решение о том, что данные расходы должны включатся в коммунальные услуги под флагом повышения прозрачности платежей. Спустя пять лет коммунальные ресурсы на общедомовые нужды (ОДН) снова возвращаются обратно под тем же флагом.

Постановление № 1498 внесло большое число изменений и дополнений в ряд правительственных документов. Все они имеют непосредственное отношение к вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме. Рассмотрим наиболее важные изменения и дополнения, которые внесены в восемь действующих постановлений в сфере ЖКХ.

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».

В него внесены следующие изменения и дополнения:

а) Введено понятие «норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» вместо понятия «норматив потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды» (п.2)[2] и в целях ее устранения вновь введен норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, который определяется путем суммирования нормативов потребления коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (п.8, 29). Результатом этого станет рост платы за содержание жилого помещения из-за увеличения расходов на оплату коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. В тоже время ресурсоснабжающие организации ВКХ, отводящие сточные воды, перестанут нести убытки из-за того, что граждане не оплачивали эту услугу.

в) Предусмотрена возможность предоставления дополнительных гарантий прав инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, поскольку они проводят больше времени дома и расходуют больше коммунальных ресурсов. В частности, для них могут устанавливаться компенсации в размере, превышающем нормативы потребления коммунальных ресурсов для содержания общего имущества в многоквартирном доме с применением коэффициента от 1,1 до 1,8 (п.11 (1)).

в) Для определения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме предусмотрено применение только расчетного метода (п.13, 19). Однако указанный метод хорошо работает лишь для определения нормативов потребления услуг электроснабжения. Кроме того, норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме должен определяться объемом ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ. Учитывая, что минимальный перечень не содержит периодичности работ, использовать его при применении расчетного метода вряд ли возможно.

г) Предусмотрено включение в решение уполномоченного органа информации о количестве месяцев отопительного периода, учтенного при установлении нормативов отопления (п.17(1)).

д) В нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме наряду с нормативными технологическими потерями коммунальных ресурсов включен объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ (п.29). Это позволило устранить существовавшую недоработку.

Следует добавить, что в тексте постановления 1498 допущена ошибка (отсутствие скобки в конце формулы (6) для определения норматива потребления коммунальной услуги по холодному (горячему) водоснабжению или норматива потребления горячей воды в жилых помещениях (п.5 приложения № 1 к Правилам 306)) может привести к завышению нормативов и росту платы.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию
и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества
и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»

В него внесены следующие изменения и дополнения:

а) В состав общего имущества включены автоматизированные информационно-изме-рительные системы учета потребления коммунальных ресурсов (приборы учета, устройства сбора и передачи данных, программные продукты для сбора, хранения и передачи данных учета), если они установлены за счет собственников помещений (п.2).

б) В понятие «содержание общего имущества» для многоквартирного дома включена стоимость приобретения холодной (горячей) воды, электрической энергии, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества. Исключением являются случай непосредственного управления собственниками помещений в этом доме, а также случаи, когда способ управления дома не выбран, либо выбранный способ управления не реализован (п.11). Получается, что в перечень факторов, определяющих структуру понятия «содержание общего имущества» помимо состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, должен включаться и способ управления таким домом.

в) При первоначальном включении расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме в расходы за содержание жилого помещения их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 г. (п.29). 

г) В случае, если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества, с учетом превышения нормативов потребления (п.29). Указанная формулировка допускает убытки управляющих организаций, поскольку расходы, связанные с увеличением перечня работ по содержанию общего имущества выше минимального, при отсутствии обязательности их включения в плату за содержание жилого помещения должны покрываться за счет средств управляющих организаций.

д) Размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, должен отражаться в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов (п.29).

3. Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

В Правила внесено самое большое число изменений. Наиболее важными из них являются следующие:

а) Уточнено понятие «нежилое помещение». Специально указывается, что статус нежилого помещения не зависит ни от наличия подключения к внешним инженерным сетям, ни от наличия отдельного входа. К нежилым также отнесены помещения, которые являются встроенными или пристроенными помещениями, а также предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией) (п.2).

б) Определены дополнительные случаи, когда ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальных услуг: это случаи, которые установлены в Федеральном законе от 29.06.2015 г. № 176-ФЗ (прямые договоры между собственниками и РСО, которые заключены до даты вступления закона в силу; решение общего собрания о сохранении прямых договорных отношений при изменении способа управления или управляющей организации), а также случай, предусмотренный п.30 Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 г. № 124 (РСО воспользовалась правом расторгнуть договор ресурсоснабжения с управляющей организацией, которая не оплачивала коммунальные ресурсы) (п.17).

в) Если раньше предусматривалось право собственников нежилых помещений заключить прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями, то теперь это их обязанность (п.18).

г) Признан утратившим силу пп.«у(1)» п.31 Правил 354, обязывавший исполнителя коммунальных услуг направлять средства, полученные в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Практическое применение указанного положения вызывало многочисленные вопросы. Получилось, что отменить норму проще, чем заставить ее работать. В результате исчезла даже формальная цель для использования собранных таким образом немалых средств. Теперь эти средства просто остаются на счетах организаций, их начисляющих. В целом по России размер денежных средств, полученных от применения повышающих коэффициентов, только по отоплению оценивается приблизительно в 23 млрд руб. ежемесячно. В 2017 году объем средств, полученных от применения повышающих коэффициентов, будет расти, поскольку с 1 января 2017 года согласно постановлению Правительства РФ от 29.06.2016 № 603 повышающий коэффициент к нормативам потребления коммунальных услуг для собственников помещений в многоквартирных домах, помещения которых не оснащены приборами учета увеличен с 1,4 до 1,5.

д). Увеличена частота проверки достоверности передаваемых потребителем исполнителю коммунальных услуг сведений о показаниях приборов учета (распределителей). Теперь такая проверка должна проводится не чаще 1 раза в 3 месяца, ранее она осуществлялась не чаще 1 раза в 6 месяцев (пп.«г» п.32). В итоге это приведет к росту платы для потребителей (за счет увеличения частоты проверок).

е) Исполнителей коммунальных услуг наделили правом устанавливать при вводе прибора учета в эксплуатацию или при последующих проверках прибора учета (электрической энергии, холодной воды и горячей воды, тепловой энергии) пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета (пп.«г(1)» п.32). При этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается. При обнаружении несанкционированного вмешательства в работу прибора учета потребителю производится перерасчет исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления с применением повышающего коэффициента равного 10 (п.81(11)). Предполагается, что это повысит эффективность борьбы с безучетным потреблением коммунальных ресурсов.

ж) Исполнителям коммунальных услуг предоставлено право уведомлять потребителя о наличии задолженности различными способами (посредством смс-сообщения, телефонного звонка, электронной почты или через личный кабинет потребителя в ГИС ЖКХ, размещения на официальной странице исполнителя в интернете) (пп.«е(3)» п.32).

з) Потребителям коммунальных услуг предоставлено право требовать от их исполнителей проведения проверок качества предоставляемых коммунальных услуг, составления акта об установлении наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета (пп.«к(2)»-«к(3)», «к(5)» п.33).

и) Если раньше порядок оплаты коммунальных услуг не зависел от выбранного способа управления многоквартирным домом, то теперь эта норма сохраняет свою актуальность лишь в отношении услуги отопления. Плата за нее вносится совокупно без разделения на плату за потребление услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме при любом способе управления.

В отношении прочих коммунальных услуг порядок их оплаты зависит от выбранного способа управления многоквартирным домом. В трех случаях (непосредственное управление МКД, способ управления не выбран, способ управления не реализован) порядок оплаты коммунальных услуг сохраняется прежним: отдельно вносится плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом (нежилом) помещении, и плата за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества. В остальных случаях потребитель вносит плату только за коммунальные услуги, предоставленные ему в жилом (нежилом) помещении (п.40).

к) При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета применение повышающего коэффициента предусмотрено только применительно к коммунальной услуге по отоплению (п.42(1)).

л) Установлен порядок определения объема коммунальных ресурсов, потребляемых в помещении, отведенном в многоквартирном доме под машино-места: исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из площади помещения и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества
в многоквартирном доме. Полученный объем ресурсов распределяется между собственниками машино-мест пропорционально их числу, принадлежащему каждому собственнику, с применением повышающего коэффициента 1,5 к соответствующему нор-мативу потребления коммунального ресурса (п.43). В данном случае применение нормативов не учитывает различия в условиях предоставления услуг. В частности, в нежилых помещениях отсутствуют требования к температуре воздуха в помещении.

м) При расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды потребителю в нежилом помещении, используются тарифы, установленные для категории потребителей (базовые, население, прочие), к которой относится такой потребитель (п.44). Ранее в этом случае использовались тарифы, установленные для населения.

н) Признан утратившим силу п.47 Правил 354 о распределении положительной или возврате отрицательной разницы между показаниями коллективного (общедомового) прибора учета и суммой объемов соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за этот расчетный период потребителям во всех жилых и нежилых помещениях.

о) Упрощен порядок составления актов об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении. Теперь этот акт наряду с исполнителем и не менее чем 2 потребителями может подписать член совета многоквартирного дома (п.56 (1)), а раньше только его председатель. В случае, если дату начала проживания временных жильцов установить невозможно, то такой датой считается 1-е число месяца составления акта (п.57 (1)). При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (п.56 (2)).

п) Уменьшено число расчетных периодов с шести до трех, в течение которых плата за предоставленную коммунальную услугу, определяется исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса (пп.«б» п.59).

р) Определен порядок доначисления платы потребителю за коммунальную услугу при обнаружении несанкционированного подключения его внутриквартирного оборудования к внутридомовым инженерным системам в случае невозможности определить мощность такого оборудования: доначисление осуществляется с даты несанкционированного подключения, но не более, чем за 3 месяца, исходя из объема, определенного на основании норматива потребления с применением повышающего коэффициента 10 (п.62).

с) В платежном документе (при указанных выше случаях) теперь должны дополнительно указываться:

·      размер повышающего коэффициента в случае его применения;

·      размер превышения платы за коммунальную услугу, рассчитанной с применением повышающего коэффициента над размером платы за такую коммунальную услугу, рассчитанную без учета повышающего коэффициента (пп.«г(1)» п.69);

·      уплата исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней) (пп.«ж» п.69).

т) Штрих-коды, предусмотренные ГОСТ Р 56042-2014, на платежном документе можно не указывать по решению общего собрания собственников об отказе от размещения таких штрих-кодов (пп.«к(1)» п.69).

у) Уточнен порядок начисления коммунальных услуг при недопуске потребителем представителей исполнителя для проверки целостности пломб и достоверности показаний приборов учета. По истечении трех расчетных периодов с даты составления акта об отказе в допуске исполнитель вправе производить расчет платы исходя из норматива потребления с учетом количества проживающих, а также с учетом повышающего коэффициента начиная с 1-го числа месяца, в котором такой акт составлен. Величина повышающего коэффициента принимается равной 1,5 (п.85 (3)).

ф) Перерасчет размера платы за коммунальную услугу при временном отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным прибором учета при наличии технической возможности его установки, не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы (п.86).

х) Изменен порядок ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги в случае ее неполной оплаты потребителем. Расширен перечень способов предупреждения потребителя-должника.

Если раньше предупреждение доводилось до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом, то теперь допускается его включение в платежный документ или иным способом.

При непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней (ране — по истечении 30 дней) со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой услуги (п.119).

Для обратного подключения коммунальной услуги потребитель также должен возместить расходы исполнителя, связанные с введением ограничения, приостановлением и возобновлением предоставления коммунальной услуги потребителю-должнику (раньше подобная обязанность не предусматривалась) (п.121(1)).

ц) Установлен порядок выплаты и размер штрафа потребителю за необоснованное увеличение исполнителем размера платы за коммунальные услуги. Штраф в размере 50 процентов величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить в соответствии Правилами 354, выплачивается исполнителем не позднее 2 месяцев со дня получения обращения заявителя путем снижения размера платы за соответствующую коммунальную услугу. Указанный штраф отражается в платежном документе отдельной строкой (п.155(1) и 155(2)).

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г.  № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг»

Среди изменений стоит отметить следующие:

а) Заявка о заключении договора ресурсоснабжения, которую исполнитель (коммунальных услуг) направляет в ресурсоснабжающую организацию, должна быть дополнена лицензией на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (для управляющих организаций) и документами, подтверждающими наличие у исполнителя обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и по предоставлению (п.6).

б) К числу условий, которые предусматриваются в договоре ресурсоснабжения, отнесена обязанность сторон по информированию о выявлении несанкционированного подключения к внутридомовым инженерным системам и порядок взаимодействия при выявлении такого подключения, в том числе порядок осуществления перерасчетов по оплате коммунальных ресурсов (п.18).

в) Установлен порядок определения:

·      объема тепловой энергии, поставляемой в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также по истечении 3 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации;

·      объема коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, как в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, так и при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения, либо при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки коллективного (общедомового) прибора учета;

·      объема сточных вод, отводимых по централизованным сетям от многоквартирного дома, не оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета сточных вод, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод или истечения срока его эксплуатации (п.21). При этом определение указанного объема сточных вод как суммы объемов холодной и горячей воды, поставляемых в МКД, по договору ресурсоснабжения отложено до 1 июля 2017 года (п.4 постановления № 1498).

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии»

К числу заметных изменений можно отнести следующие:

а) Гарантирующим поставщикам электрической энергии и сетевым организациям предоставлено право проведения проверок многоквартирного дома, с привлечением лиц, отвечающих за содержание внутридомовых электрических сетей, в целях выявления фактов бездоговорного потребления электрической энергии (п.167 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии).

б) На граждан-потребителей теперь распространена обязанность по возмещению убытков, возникших из-за полного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) в случае невыполнения потребителем действий по самостоятельному частичному ограничению режима потребления (п.9 Правил  полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии).

в) С 15 до 20 дней увеличен срок предварительного уведомления граждан-потреби-телей о планируемом введении частичного ограничения режима потребления, а затем и полного ограничения режима потребления электрической энергии, в случае непогашения ими образовавшейся задолженности в установленный срок. Полное ограничение режима потребления вводится по истечении 10 дней со дня введения частичного ограничения при непогашении образовавшейся задолженности (п.19 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии).

6. Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

В Правилах установлено, что при наличии в жилом многоквартирном доме встроенного или пристроенного нежилого помещения, заявки о заключении договора теплоснабжения подаются лицом, осуществляющим деятельность по управлению домом, а в отношении нежилого помещения — владельцем такого помещения (п.44).

7. Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

В Правилах уточнена формула для определения размера платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (п.123).

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами».

В постановлении до 1 января 2018 г. отложен срок утраты силы актов Правительства РФ по вопросам ценообразования для организаций коммунального комплекса (п.3).

Таковы наиболее важные изменения, которые начали действовать уже с 1 января 2017 года.

Очередной многостраничный свод изменений и дополнений в жилищное законодательство написанный административно-канцелярским языком крайне затрудняет его восприятие не только гражданами-потребителями коммунальных услуг, но и специалистами отрасли.

В конце года Минстрой России даже подготовил письмо от 30.12.2016 № 45099-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с включением с 1 января 2017 года расходов на приобретение коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размер платы за содержание жилого помещения», в котором был вынужден дать дополнительные подробные разъяснения. Скорее всего, они будут не последними.

Все это является следствием значительной зарегулированности сферы ЖКХ за счет избыточного количества разного рода нормативно-правовых актов, которых становится все больше и больше.

 



[1] Ссылки на отдельные нормы введены в комментарий, чтобы в случае необходимости читатель мог быстро по ним найти изменения и дополнения, поскольку сделать это в большом тексте документа затруднительно.

[2] Норматив потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды был установлен равным 0 постановлением Правительства РФ от 17.12.2014 № 1380.

Редакция
Информационного
бюллетеня


Любые перепечатки этой статьи возможны при условии указания источника ввиде активной ссылки на страницу информационного бюллетеня "Законодательные и нормативные документы в ЖКХ" (http://www.cnis.ru/?id=ib)

Хотите читать наши статьи оперативно? Стань нашим подписчиком и получите дополнительные скидки на участие в наших семинарах и при покупке наших сборников.

Закрытие окна