loading...

Аналитика и комментарии

Актуальные статьи из журнала ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В ЖКХ

Актуальные статьи из журнала ФИНАНСЫ И УЧЕТ В ЖКХ

Актуальные статьи из журнала ЦЕНЫ И ТАРИФЫ В ЖКХ

Новое отраслевое тарифное соглашение в сфере жкх: нововведения и проблемы

Информационный бюллетень
"Законодательные и нормативные документы в ЖКХ"
№5 за 2017 год
Законодательные и нормативные документы в ЖКХ

В декабре 2016 года было подписано Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве (далее — соглашение или ОТС)[1] на 2017-2019 годы.

Что это за соглашение, к кому оно имеет отношение и какие у него особенности? В комментарии мы попробовали ответить на эти и другие вопросы.

ОТС — это правовой документ, который регулирует социально-трудовые отношения между работниками и работодателями на отраслевом уровне. В частности, устанавливает общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам, определяет права, обязанности и ответственность сторон.

Предыдущее Отраслевое тарифное соглашение на 2014-2016 годы утратило силу с 1 января 2017 года в связи с истечением установленного срока действия.

Новое соглашение имеет сравнительно небольшой объем — 10 разделов на
36 страницах и пять приложений.

Начнем с того, что сфера действия нового ОТС поначалу может вызвать вопросы. В старом ОТС был приведен перечень организаций, на которые распространялось его действие. В новом ОТС в приложениях № 4 и 5 к ОТС[2] вместо перечня указаны возможные виды экономической деятельности, услуги, работы, имеющие отношения к сфере ЖКХ. Наш анализ этих приложений показывает, что ОТС распространяется на все предприятия и организации, которые традиционно относятся к сфере ЖКХ.

ОТС является двухсторонним документом. В этом заключается одна из основных его особенностей. От работодателей соглашение подписано недавно созданным[3] Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения «ОООР ЖКК» (ОООР ЖКХ), а от работников — Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения (Профсоюз жизнеобеспечения).

Впервые соглашение было подписано без участия органов государственной власти (Минстроя России). Причины этого были изложены в совместном письме ОООР ЖКХ и Профсоюза жизнеобеспечения от 28.12.2016 № 28-АК/2016/№ 0-1/224-В на имя заместителя Председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец.

По мнению участников ОТС они заключались в необоснованно затянутом сроке рассмотрения Минстроем России направленного ему проекта ОТС.

Стороны ОТС позднее заявили, что все-таки надеются привлечь Минстрой России к участию в реализации социального партнерства в качестве третьей стороны.

Положения ОТС являются обязательными к применению при заключении коллективных договоров, поскольку непосредственное регулирование социально-тру-довых отношений на предприятиях и в организациях осуществляется через них. При этом коллективные договоры не могут включать в себя условия, ухудшающие положение работников по сравнению с условиями, предусмотренными ОТС. В свою очередь, ОТС не ограничивает права организаций по расширению социальных
гарантий работникам за счет собственных средств. ОТС имеет прямое действие
в случае отсутствия в организации коллективного договора.

В ОТС дополнительно сделан сильный акцент на повышении профессионализма и квалификации работников в связи с требованиями Федерального закона «О независимой оценке квалификаций» от 03.07.2016 № 238-ФЗ. Для организации ЖКХ
(на которую распространяется ОТС) является важным ее форма собственности, которая определяет обязательность или добровольность
применения профессиональных стандартов[4].

В ОТС сделана попытка увязать квалификационный уровень (Перечень профессиональных стандартов, действующих в ЖКХ приведен в Приложении № 2) с оплатой труда.

В ОТС (Приложение № 3) приведена рекомендуемая тарифная сетка оплаты труда работников организаций ЖКХ (с увязкой квалификационных уровней от 1 до 9 с тарифными коэффициентами от 1 до 8,4). В отличие от традиционной тарифной сетки разряды оплаты труда в ней заменены на квалификационные уровни, а каждому квалификационному уровню соответствует три значения тарифных коэффициентов для определения тарифных ставок. Это сделано для учета разницы в разрядах в пределах одного квалификационного уровня. Так, например, профессиональным стандартом «Сварщик» предусмотрен 2-4 уровень квалификации. В свою очередь, 2 уровню квалификации, к примеру, соответствует «Газосварщик (2-3-й разряд)» или «Сварщик пластмасс (1-3-й разряд)».

Кратко прокомментируем основные разделы соглашения.

Раздел 2 «Оплата труда» в ОТС является одним из самых важных и содержит ряд новаций (по сравнению со старым соглашением), на которых необходимо остановиться подробнее. В частности, к ним можно отнести следующие моменты:

1) в случае отсутствия у работодателя средств на повышение заработной платы, индексация фонда на оплату труда производится с 1 июля т.г. одновременно с повышением тарифов на услуги организации, исходя из размера минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, установленной согласно индексу потребительских цен на товары и услуги за прошедший квартал (абз.2 п.2.3.3);

2) работодатель вправе организовать оценку и присвоение профессиональных квалификаций работников, а также определение соответствующей тарификации в порядке, установленном Советом по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве, в соответствии с нормами трудового законодательства Российской Федерации (п.2.3.4);

3) в случае установления размера индексации минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда решением Правительства РФ, в тарифах на газ, электроэнергию, тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение, в отличном размере от индекса потребительских цен в Российской Федерации, работодатель вправе оспорить уровень индексации на уровне, заложенной в тарифах. Если в организации собственных средств недостаточно для выполнения таких требований, выборный профсоюзный орган и работодатель протокольно утверждают согласованный срок выполнения данного положения ОТС (п.2.4);

4) в системах премирования работников, устанавливаемых организациями самостоятельно, учитывается, как правило, в совокупности:

·     участие в общественной работе и управлении организацией (ст.52, ст.53, ст.46, ст.41, ст.165 ТК РФ);

·     наличие уровня квалификации, подтвержденной свидетельством о профессиональной квалификации;

·     участие в конкурсах профессионального мастерства (пп.«ж»-«и» п.2.5).

При этом среднемесячная заработная плата и вознаграждения руководителей не должны превышать восьмикратного размера соответствующей среднемесячной заработной платы и начислений работникам организации (п.2.5).

5) прописан минимальный размер доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда — по результатам специальной оценки условий труда, но не ниже 4% ставки (оклада) работника (пп.«б» п.2.8.2.1);

6) введена компенсация дополнительного оплачиваемого отпуска сверх 7 календарных дней для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки отнесены к вредным 3 или 4 степени или опасным условиям труда, в размерах не ниже, чем за дни неиспользованного отпуска (пп.«в» п.2.8.2.1);

7) доплаты (надбавки) стимулирующего характера, размер и порядок установления которых определяется непосредственно в организации, дополнены персональными надбавками работникам к отпуску за высокие достижения в общественной работе (пп.«в» п.2.8.2.3);

8) введение и пересмотр трудовых функций производится работодателем по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации в сроки, предусмотренные коллективными договорами (п.2.13).

В перечисленных нововведениях вызывают вопросы положения о материальной мотивации работников в виде премий и персональных надбавок за участие в общественной работе и высокие достижения в ней. Имеющиеся ссылки в ОТС в этих случаях на ряд статей Трудового кодекса РФ также не позволяют понять содержание понятий «общественная работа» и «высокие достижения» в ней.

Раздел ОТС «Оплата труда» в основном дублирует аналогичные статьи трудового законодательства раздела IV «Оплата и нормирование труда», но недостаточно полно отражают положения главы 22 «Нормирование труда» Трудового кодекса РФ, где работникам гарантируются применение систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором.

Сфера ЖКХ уникальна тем, что уже много лет почти 100% видов работ и профессий (должностей) охвачено различными видами типовых технически обоснованных норм и нормативов, которые периодически пересматриваются. Работники и работодатели экономически заинтересованы в применении этого огромного массива обоснованных норм трудовых затрат, рациональном использовании рабочего времени как по продолжительности, так и по степени интенсивности труда. В нормировании труда выражаются не только экономическая функция, но и функция социальной защиты. Поэтому важно на каждом рабочем месте любой организации сферы ЖКХ создать условия для того, чтобы нормы затрат труда стали мерой труда и мерой вознаграждения за труд.

Как положительный момент можно отметить наличие в тексте ОТС нормы, согласно которой «Расходы (средства), направляемые на оплату труда, рассчитываются исходя из нормативной численности работников ...» (п.2.8), хотя это не учитывается при тарифном регулировании. Ни Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (приказ ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-3, приложение 2.2), ни Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (приказ ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16, приложение 5) не предусмотрено применение нормативной численности при расчете расходов на оплату труда при расчете тарифов[5].

В разделе 3 «Рабочее время и время отдыха» и разделе 4 «Охрана труда» отсутствуют какие-либо изменения и нововведения, в основном повторяется содержание законодательных положений.

В разделе 5 «Занятость» ОТС предусмотрены следующие изменения (по сравнению с предыдущим соглашением):

1) Изменены приоритеты, которые обязаны соблюдать работодатели в предоставлении работникам преимущественного права на оставление на работе при сокращении численности или штата работников.

Раньше при сокращении штата работников они были обязаны не допускать без трудоустройства увольнения работников предпенсионного возраста (за 2 года до установления срока пенсии), матерей-одиночек, женщин, имеющих детей до 8 лет, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, имеющих 3-х и более детей.

Согласно новому ОТС при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.

При равной производительности труда и квалификации предпочтение (преимущественное право) в оставлении на работе отдается:

·     семейным — при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию);

·     лицам, в семье которых нет других Работников с самостоятельным заработком;

·     работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание;

·     инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества;

·     работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы;

·     работникам предпенсионного возраста за два года до установленного законодательством срока выхода на пенсию (пп.«в» п.5.6).

2) Увольнение председателя первичной профсоюзной организации, его заместителей теперь производится по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (ст.374 ТК РФ) (пп.«г» п.5.6).

3) Раздел дополнен пунктом 5.11. Защита работников при несостоятельности (банкротстве), реорганизации и ликвидации предприятия, предусматривающим в том числе, что смена собственника имущества организации, смена арендатора иму-щества, заключение концессионного соглашения не являются основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации, за исключением руководителя организа-ции и главного бухгалтера.

При изменении подведомственности (подчиненности) организации, а также при ее реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) трудовые отношения с согласия работника продолжаются (пп.5.11.5).

Изменения в разделе 6 «Социальная защита» являются небольшими и сводятся к следующему:

1) Предусмотрено увеличить ежемесячную компенсацию работникам, находящимся в оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет, а с 1,5 до 3 лет установить и выплачивать повышенную компенсацию (п.6.1.8).

2) Прописано, что оплата труда руководителя выборного органа первичной профсоюзной организации производится за счет средств работодателя (ст.377 ТК РФ) (п.6.4.).

3) Работодатели обязуются оказывать материальную помощь молодым работникам по просьбе первичной профсоюзной организации предприятия (п.6.8.6).

В разделе 7 «Социальное партнерство, гарантии и основы сотрудничества сторон» стороны, подписавшие ОТС, подробно перечисляют обязательства, которые они берут на себя совместно и отдельно. Сравнение со старым ОТС выявило следующие дополнения:

1) ОООР ЖКК и Профсоюз жизнеобеспечения обращаются к Минстрою России (учитывая, что Соглашение зарегистрировано в Минтруде России без подписания его Минстроем России) с просьбой о содействии (надо заметить, что обращение имеет отношение практически ко всем положениям ОТС), в том числе:

·     по устойчивому социально-экономическому развитию ЖКК в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях;

·     организации создания достойных условий работы и оплаты труда работникам сферы жилищного и коммунального хозяйства;

·     сохранению и развитию кадрового потенциала работников ЖКК, в том числе на основе внедрения отраслевой системы профессиональных квалификаций и т.д.

2) Другие нововведения носят в основном декларационный характер (например, участие в повышении уровня материального положения работников жилищно-коммунального хозяйства или участие в создании условий для повышения уровня и качества социальных гарантий работникам жилищно-коммунального хозяйства), повторяют положения трудового законодательства или имеют отношение к внедрению профессиональных стандартов и всему, что связано с ними.

В разделе 10 «Заключительные положения» ОТС рассмотрены вопросы распространения соглашения на отраслевые организации. Согласно п.10.3 ОТС распространяется на всех членов отраслевого объединения работодателей, на организации, не являющиеся членами объединения работодателей, но уполномочивших объединение работодателей от их имени заключить соглашение.

Поскольку по состоянию на 01.05.2017 реестр членов ОООР ЖКХ насчитывает лишь 54 организации, определяющей становится ОТС возможность (п.10.4) присоединения к соглашению работодателей, не являющихся членами ОООР ЖКК и региональных отраслевых объединений ЖКК.

Процедурные вопросы по присоединению к соглашению организаций, не являющихся членами ОООР ЖКК изложены в письме Минтруда России от 3 февраля 2017 года № 14-4/10/В-835. В письме предлагается работодателям организаций ЖКХ, не участвовавшим в заключении соглашения, в соответствии с частью 8 статьи 48 Трудового кодекса РФ присоединиться к нему. В письме также обращается внимание, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования настоящего предложения не будет представлен мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то оно будет считаться распространенным на этих работодателей.

В заключение можно подвести некоторые итоги.

С одной стороны, соблюдены необходимые юридические процедуры и ОТС заключено. С другой стороны, остается ощущение его недостаточной легитимности, исходя из неучастия в его подписании Минстроя России. Содержащееся в тексте ОТС обращение сторон соглашения к Минстрою России с просьбой о содействии в решении ряда вопросов порождают определенные сомнения в возможности успешного достижения сторонами целей и задач соглашения.

К положительным сторонам ОТС можно отнести включение в его текст ряда норм, улучшающих условия и оплату труда работников организаций ЖКХ, ориентацию на активное применение в отрасли положений Федерального закона от 03.07.2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификаций» и постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 г. № 584 в части профессиональных квалификаций.

К недостаткам ОТС можно отнести неопределенность как позиции Минстроя России по отношению к данному ОТС, так и применения ОТС при регулируемой и нерегулируемой деятельности.

Нельзя исключить возможности появления со временем других соглашений. Тогда появится возможность применения нормы п.1.12 ОТС, согласно которой в тех случаях, когда действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.



[1] ОТС было подписано Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения и Общероссийским профессиональным союзом работников, прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости: регистрационный № 22/17-19 от 28.12.2016 (письмо Роструда от 30.12.2016 № 4521-ТЗ).

[2] Эти приложения, в свою очередь, взяты из приказа Минстроя России от 27 апреля 2016 года № 286/пр «Об утверждении собирательных классификационных группировок отрасли жилищно-коммунального хозяйства» (приложения № 1-2).

[3] Объединение зарегистрировано Минюстом России 9 ноября 2016 г.

[4] В соответствии с требованиями Федерального закона от 03.07.2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификаций» и постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 г. № 584 «О применении профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности»

[5] См. п.6.1 раздела «Консультации специалистов» в прошлом номере информационного бюллетеня.

Редакция
Информационного
бюллетеня


Любые перепечатки этой статьи возможны при условии указания источника ввиде активной ссылки на страницу информационного бюллетеня "Законодательные и нормативные документы в ЖКХ" (http://www.cnis.ru/?id=ib)

Хотите читать наши статьи оперативно? Стань нашим подписчиком и получите дополнительные скидки на участие в наших семинарах и при покупке наших сборников.

Закрытие окна