loading...

Аналитика и комментарии

Актуальные статьи из журнала ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В ЖКХ

Актуальные статьи из журнала ФИНАНСЫ И УЧЕТ В ЖКХ

Актуальные статьи из журнала ЦЕНЫ И ТАРИФЫ В ЖКХ

«Прямые» договоры: будет ли решена проблема дебиторской задолженности в коммунальном хозяйстве?

Выпускающий редактор П.Д. Михайлов Выпускающий редактор
журнала «Цены и тарифы в ЖКХ»
П.Д. Михайлов


Журнал Цены и тарифы в ЖКХ
№2 за 2018 год
Цены и тарифы в ЖКХ

Одной из ключевых новаций жилищного законодательства этого года стали изменения Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающие возможность заключения так называемых «прямых» договоров ресурсоснабжения. Эти изменения оформлены Федеральным законом от 03.04.2018 г. № 59-ФЗ. Речь идет о возможности, при определенных условиях, заключать ресурсоснабжающим организациям договоры ресурсоснабжения непосредственно с потребителями коммунальных услуг.

Эти изменения ожидались отраслевым сообществом достаточно давно. И готовились они также достаточно долго. Ведь система представления коммунальных услуг затрагивает достаточно большое количество участников. И в ходе проработки законопроекта высказывались как сторонники, так и противники рассматриваемых преобразований. Последних, как оказалось, достаточно много, среди них есть, в том числе, и сами ресурсоснабжающие организации. Рассматривались различные варианты законопроекта: расширенная версия включала в себя, помимо прочего, также регулирование деятельности расчетных центров. Но по данным изменениям прийти к согласованным позициям так и не получилось, поэтому они остались за рамками документа.

Но что осталось неизменным на всем протяжении принятия закона, это его основная цель. С самого начала декларировалось, что данные изменения необходимы для сокращения дебиторской задолженности в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Поэтому, для начала, сделаем краткий анализ текущей ситуации по задолженности в отрасли (таблица 1).

Таблица 1

Показатель

Ед. изм.

Всего

в том числе

Жилищные услуги

Водоснабжение

Водоотведение

Теплоснабжение

Дебиторская задолженность, на конец года

2015 г.

тыс. руб.

1 065 431 323

173 137 646

71 897 594

52 257 757

404 154 024

2016 г.

тыс. руб.

1 241 571 993

194 462 399

78 466 764

59 655 146

476 935 138

2017 г.

тыс. руб.

1 324 306 432

243 841 296

87 073 285

66 762 708

484 269 303

Структура, 2017 г.

%

100,0

18,4

6,6

5,0

36,6

Категории должников, 2017 г.

Бюджет всех уровней и
бюджетные организации

тыс. руб.

111 061 685

5 319 233

6 783 723

5 638 662

50 552 499

Население

тыс. руб.

553 816 361

197 006 662

32 151 744

20 617 937

163 248 446

из нее безнадежная

тыс. руб.

15 807 662

6 084 558

1 329 844

859 175

6 522 377

Исполнители коммунальных услуг

тыс. руб.

217 005 073

0

22 465 511

18 944 981

146 951 715

из нее безнадежная

тыс. руб.

12 978 540

-

1 163 778

884 334

10 116 770

Прочие организации

тыс. руб.

442 423 314

-

25 672 308

21 561 128

123 516 643

Структура должников, 2017 г.

Бюджет всех уровней и
бюджетные организации

%

8,4

2,2

7,8

8,4

10,4

Население

%

41,8

80,8

36,9

30,9

33,7

из нее безнадежная

%

1,2

2,5

1,5

1,3

1,3

Исполнители коммунальных услуг

%

16,4

-

25,8

28,4

30,3

из нее безнадежная

%

1,0

-

1,3

1,3

2,1

Прочие организации

%

33,4

-

29,5

32,3

25,5

Темпы изменения

Всего задолженность

2013/2012

%

13,5

12,7

12,1

16,5

10,8

2014/2013

%

8,4

6,9

8,0

1,2

11,6

2015/2014

%

12,3

23,2

12,5

9,4

10,9

2016/2015

%

16,5

12,3

9,1

14,2

18,0

2017/2016

%

6,7

25,4

11,0

11,9

1,5

Задолженность населения

2013/2012

%

8,6

13,0

14,7

10,7

2,4

2014/2013

%

19,3

11,0

10,1

6,0

27,5

2015/2014

%

14,8

28,2

11,9

12,3

9,6

2016/2015

%

14,7

13,2

10,1

7,8

17,3

2017/2016

%

19,5

28,9

27,1

31,4

13,7

Размер платежа

2015 г.

руб./чел. в мес.

1960,85

427,43

98,24

95,94

789,9

2016 г.

руб./чел. в мес.

2126,69

488,71

104,42

101,85

849,47

2017 г.

руб./чел. в мес.

2349,18

447,67

107,48

105,4

873,01

Темпы изменения платежа

2016/2015

%

8,5

14,3

6,3

6,2

7,5

2017/2016

%

10,5

-8,4

2,9

3,5

2,8

 

Продолжение таблицы 1

Показатель

Ед. изм.

Всего

в том числе

Электроснабжение

Снабжение сетевым газом

Снабжение сжиженным
газом

Обращение с ТКО

Прочее

Дебиторская задолженность, на конец года

2015 г.

тыс. руб.

1 065 431 323

167 108 417

172 035 630

2 393 562

5 852 833

16 593 860

2016 г.

тыс. руб.

1 241 571 993

199 011 039

205 305 560

2 449 854

5 379 688

19 906 406

2017 г.

тыс. руб.

1 324 306 432

231 758 973

191 457 952

2 544 836

834 538

15 763 541

Структура, 2017 г.

%

100,0

17,5

14,5

0,2

0,1

1,2

Категории должников, 2017 г.

Бюджет всех уровней и
бюджетные организации

тыс. руб.

111 061 685

25 971 191

14 401 556

27 121

24 938

2 342 763

Население

тыс. руб.

553 816 361

53 520 900

84 965 336

1 031 761

264 507

1 009 068

из нее безнадежная

тыс. руб.

15 807 662

626 952

366 854

1 183

-

16 719

Исполнители коммунальных услуг

тыс. руб.

217 005 073

23 162 500

5 031 691

67 875

233 240

147 561

из нее безнадежная

тыс. руб.

12 978 540

326 806

475 753

455

-

10 644

Прочие организации

тыс. руб.

442 423 314

129 104 381

87 059 369

1 418 079

311 854

12 264 150

Структура должников, 2017 г.

Бюджет всех уровней и
бюджетные организации

%

8,4

11,2

7,5

1,1

3,0

14,9

Население

%

41,8

23,1

44,4

40,5

31,7

6,4

из нее безнадежная

%

1,2

0,3

0,2

0,0

-

0,1

Исполнители коммунальных услуг

%

16,4

10,0

2,6

2,7

27,9

0,9

из нее безнадежная

%

1,0

0,1

0,2

0,0

-

0,1

Прочие организации

%

33,4

55,7

45,5

55,7

37,4

77,8

Темпы изменения

Всего задолженность

2013/2012

%

13,5

20,1

15,3

13,7

11,3

-1,7

2014/2013

%

8,4

-1,8

15,3

3,6

36,5

3,3

2015/2014

%

12,3

14,6

5,7

-14,6

11,1

8,0

2016/2015

%

16,5

19,1

19,3

2,4

-8,1

20,0

2017/2016

%

6,7

16,5

-6,7

3,9

-84,5

-20,8

Задолженность населения

2013/2012

%

8,6

17,9

11,4

6,7

5,9

0,4

2014/2013

%

19,3

8,4

27,7

110,2

18,3

1,9

2015/2014

%

14,8

7,0

18,8

-27,8

7,6

51,7

2016/2015

%

14,7

22,4

10,5

2,6

3,2

-19,9

2017/2016

%

19,5

31,4

5,2

20,8

-42,1

94,5

Размер платежа

2015 г.

руб./чел. в мес.

1960,85

247,36

218,43

89,44

-

-

2016 г.

руб./чел. в мес.

2126,69

259,5

230,86

88,83

-

-

2017 г.

руб./чел. в мес.

2349,18

273,87

238,02

93,96

-

-

Темпы изменения платежа

2016/2015

%

8,5

4,9

5,7

-0,7

-

-

2017/2016

%

10,5

5,5

3,1

5,8

-

-

 

По итогам 2017 года можно отметить следующие основные моменты.

  1. По структуре должников на исполнителей коммунальных услуг (как правило, это управляющие организации) приходится далеко не основная доля. Практически по всем коммунальным услугам они занимают третье место или ниже в общей структуре задолженности (исключение — услуги теплоснабжения). Наибольшая задолженность приходится непосредственно на население и прочих потребителей коммунальных услуг, к которым
    в первую очередь относятся коммерческие организации и предприятия. Более того, уже сам факт наличия задолженности населения непосредственно за коммунальные услуги перед ресурсоснабжающими организациями (помимо задолженности исполнителей коммунальных услуг) говорит о том, что в многих случаях население уже перешло на прямые договоры ресурсоснабжения, так как в противном случае (предоставление коммунальных услуг исполнителем в лице, например, управляющей организации) задолженность потребителей за коммунальные услуги учитывается в составе задолженности исполнителя услуги.
  2. К сожалению, проблема роста задолженности в настоящее время сохраняется. За редким исключением, за последние пять лет темпы ежегодного роста задолженности превышают 10%. Зачастую результатом постоянно увеличивающейся задолженности является невозможность профинансировать не только инвестиционную программу ресурсоснабжающей организации, но и в полной мере выполнить текущие обязательства по производственной программе.

Темпы роста задолженности непосредственно населения и исполнителей коммунальных услуг также не снижаются. Напротив, в большинстве случаев рост долгов населения превышает темпы роста общей задолженности всех потребителей. Особенно сильный рост приходится на 2017 год.

При этом, столь негативная динамика складывается на фоне постоянно снижающихся темпов увеличения стоимости жилищно-коммунальных услуг. Так, за последние 2 года стоимость отдельных жилищно-коммуналь-ных услуг увеличивалась на единицы процентов в год. В то время, как рост задолженности достигает 30% в год.

Таким образом, стоимость жилищно-коммунальных услуг стала далеко не единственным фактором, влияющим на рост долгов потребителей. На него также влияют и рост доходов населения, который в последние годы не всегда догонял уровень инфляции. Нельзя исключать и ставшее уже традиционным недовольство потребителей качеством коммунальных услуг: при наличии претензий к поставщикам коммунальных услуг население менее охотно оплачивает текущие счета (не всегда понимая, что в установленных тарифах не всегда закладываются средства на финансирование инвестиционных программ, реализация которых приведет непосредственно к повышению качества услуг).

В сложившихся условиях в качестве [чуть ли не основного] виновника роста задолженности за коммунальные услуги многие определили управляющие компании, собирающие платежи за коммунальные услуги с потребителей, но не расплачивающиеся с поставщиками коммунальных ресурсов. Именно этой проблемой и была обусловлена необходимость принятия поправок в Жилищный кодекс Российской Федерации, определяющих, по сути, порядок исключения управляющих организаций из цепочки оплаты коммунальных услуг.

Однако, приведенные выше цифры позволяют говорить об успехе предложенной реформы с большим скепсисом: структура задолженности такова, что, исключив из платежей управляющие компании, можно добиться весьма ограниченного эффекта в масштабах всего объема долгов.

Что же предлагает нам 59-ФЗ? Вопрос перехода к прямым договорам достаточно большой и в рамках одной статьи его рассмотреть достаточно сложно. Поэтому остановимся на том, как изменится механизм оплаты коммунальных услуг при новой конструкции договорных отношений и как эти изменения повлияют на динамику дебиторской задолженности.

Если сейчас управляющая организация в рамках договора ресурсоснабжения отвечает за обязательства по оплате всего коммунального ресурса, поставленного в многоквартирный дом, то в новой конструкции договорных отношений происходит разделение обязательств по оплате коммунальных услуг. За коммунальные услуги, поставленные непосредственно в жилые помещения, потребители вносят плату ресурсоснабжающей организации. В данном случае управляющие организации уже не отвечают по долгам потребителей перед поставщиками коммунальных ресурсов, что, безусловно, является положительным моментом в рассматриваемых законодательных изменениях.

Однако управляющие организации остаются ответственными за оплату коммунальных ресурсов, потребленных при содержании общего имущества многоквартирного дома. Эти обязательства сохраняются в рамках ранее заключенных договоров ресурсоснабжения. И, в отличие от прочих изменений, порядок определения платы за поставленный коммунальный ресурс на указанные цели никак не изменяется относительно того, который применяется сейчас. А в настоящее время он предусмотрен пунктом 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 г. № 124. При отсутствии обще-домового прибора учета оплата потребленного коммунального ресурса осуществляется в рамках установленного норматива потребления коммунальных ресурсов на содержание общего имущества. А в случае наличия общедомового прибора учета обязательства управляющей организации определяются в размере разности между показаниями общедомового прибора учета и суммарным потреблением коммунальных услуг во всех жилых и нежилых (за исключением мест общего пользования) помещениях. И вот как раз в том случае и возникают основные проблемы с оплатой коммунальных ресурсов. По сути, все риски — несвоевременной или некорректной передачи показаний индивидуальных приборов учета, неправильного начисления потребления в жилых помещениях, несоответствия фактического потребления установленным нормативам потребления и другие — несет управляющая организация. При этом как-то повлиять на них она не может.

Более того, усугубляют ситуацию изменения порядка определения нормативов потребления коммунальных ресурсов на содержание общего имущества. Если раньше можно было использовать два метода расчета, в том числе метод аналогов, предусматривающий использование показаний приборов учета, в результате чего рассчитанные нормативы потребления получались максимально объективными и приближенными к реальности, то сейчас возможен только расчетный метод. Этот метод, несмотря на декларации Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, не предусматривает учет технически неизбежных потерь коммунального ресурса во внутридомовых сетях, а также сложившиеся условия содержания и использования общего имущества в многоквартирном доме. Все эти обстоятельства приводят к занижению норматива потребления в несколько раз, что, в свою очередь, приводит к возникновению обязательств управляющей организации, не подкрепленных соответствующим источником финансирования. А это, очевидно, ведет к увеличению их дебиторской задолженности перед ресурсниками.

Таким образом, эффект от перехода на прямые договоры будет в первую очередь в тех ситуациях, при которых управляющие организации сознательно не оплачивают поставщикам стоимость коммунальных ресурсов.
В остальных случаях, которых, как представляется, абсолютное большинство, ситуация кардинально не поменяется. Эффект будет весьма ограничен при очевидных проблемных вопросах новой системы договорных отношений (кто отвечает перед потребителем? каковы параметры качества коммунального ресурса? и прочее). Да и, как уже отмечалось, во многих регионах к моменту принятия законодательных поправок фактически уже состоялся переход к прямым договорам с ресурсоснабжающими организациями.

Выпускающий редактор
журнала «Цены и тарифы в ЖКХ»
П.Д. Михайлов


Любые перепечатки этой статьи возможны при условии указания источника ввиде активной ссылки на страницу журнала Цены и тарифы в ЖКХ (http://www.cnis.ru/?id=cit)

Хотите читать наши статьи оперативно? Станьте нашим подписчиком и получите дополнительные скидки на участие в наших семинарах и при покупке наших сборников.

Закрытие окна