loading...

Практикум бухгалтера ЖКХ

Учет и налогообложение коммунальных услуг

А.В. ИТИНСКАЯ Выпускающий редактор журнала
«Финансы и учет в ЖКХ»
А.В. ИТИНСКАЯ
Журнал "Финансы и Учет в ЖКХ"
№3 за 2016 год
Финансы и учет в ЖКХ

В соответствии с действующим законодательством УО является исполнителем коммунальных услуг. Подход, при котором УО выполняет роль посредника в расчетах, очень рискованный, так как не соответствует концепции, заложенной в действующем законодательстве, хотя Минфин в своих письмах не исключает такой возможности (письма от 29 января 2016 г. № 03-11-11/4099, от 27 ноября 2015 г. № 03-11-06/2/69074, от 2 ноября 2015 г. № 03-11-06/2/63224 и пр.).

Бухгалтерский учет

Поскольку УК является исполнителем коммунальных услуг, доходы от их оказания признаются выручкой (п.п.2, 5 ПБУ 9/99). Чтобы отразить выручку в учете, необходимо определиться с ее размером и моментом признания.

Согласно п.6 ПБУ 9/99 выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности. Величина поступления и (или) задолженности определяется исходя из цены, установленной договором между организацией и покупателем (заказчиком) (п.6.1 ПБУ 9/99). Выручка от оказания коммунальных услуг оценивается в размере платы, начисляемой потребителям. Условия признания выручки в бухучете перечислены в п.12 ПБУ 9/99. Приведем их в таблице.

Условие признания выручки Выполнение условия в деятельности УК
Организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом Право УО на получение платы за коммунальные услуги обусловлено тем, что она приступила к их предоставлению, то есть начала управлять МКД (подтверждение — решение общего собрания собственников помещений либо протокол открытого конкурса, а также подписанные собственниками помещений договоры управления), и заключила договор с РСО (либо находится в фактических договорных отношениях с ней, то есть РСО выставляет УО счета на оплату коммунальных ресурсов). В отношении платы за коммунальные услуги, предоставленные в нежилых помещениях МКД, условие выполняется, если собственниками помещений не заключен прямой договор с РСО
Сумма выручки может быть определена Правила предоставления коммунальных услуг содержат алгоритм расчета платы потребителей для любой ситуации (исходя из нормативов потребления или показаний ИПУ), в том числе для случая неподачи показаний ИПУ
Имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации (когда она получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении его получения) У УО отсутствует неопределенность в отношении получения актива (погашения дебиторской задолженности потребителей), поскольку законодательство предоставляет ей право на принудительное взыскание платы за коммунальные услуги с потребителей, а также предусматривает некоторые механизмы стимулирования платежной дисциплины
Право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю, или работа принята заказчиком (услуга оказана) Коммунальные услуги оказываются непрерывно. Расчетный период — месяц
Расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены Расходы, связанные с предоставлением коммунальных услуг, — это стоимость коммунальных ресурсов, поставленных в МКД. В законодательстве определен алгоритм подсчета стоимости таких ресурсов. Расчетный период — месяц

С учетом изложенного представляется правомерным вывод о том, что выручка от оказания коммунальных услуг в учете УК формируется в размере начисленной потребителям платы ежемесячно (Дебет 62 Кредит 90-1).

Затраты, связанные с оказанием коммунальных услуг, — это стоимость коммунальных ресурсов, приобретенных для предоставления таких услуг. Затраты на осуществление иных мероприятий, вмененных в обязанность исполнителю Правилами предоставления коммунальных услуг (к примеру, снятие показаний ИПУ, расчет платы, доставка платежных документов, ввод ИПУ в эксплуатацию), целесообразно относить к расходам на оказание самостоятельной услуги управления МКД. В этом случае данные бухгалтерского учета (финансовый результат операции реализации коммунальных услуг) будут отражать реальное положение вещей, а именно показывать, соблюдается ли принцип соответствия обязательств исполнителя перед РСО и обязательств потребителей перед исполнителем.

Условия признания расходов в бухгалтерском учете приведены в п.16 ПБУ 10/99, представим их в таблице.

Условие признания выручки Выполнение условия в деятельности УО
Расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота Расход в виде стоимости коммунального ресурса производится в соответствии с договором ресурсоснабжения, а если он не заключен, то на основании расчетных документов РСО либо решения суда о взыскании задолженности за поставленные коммунальные ресурсы
Сумма расхода может быть определена Правила заключения договоров ресурсоснабжения содержат алгоритм расчета стоимости коммунального ресурса, поставленного в дом, для разных ситуаций (исходя из нормативов потребления или показаний ОПУ)
Имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации (когда она передала в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива) У УО отсутствует неопределенность в отношении передачи актива в оплату (погашения кредиторской задолженности перед РСО), поскольку законодательство предоставляет РСО право принудительного взыскания задолженности с исполнителя коммунальных услуг

Нередко между РСО и УО возникают споры относительно объема и стоимости подлежащих оплате коммунальных ресурсов. РСО выставляет расчетные документы на определенную сумму, а УО не согласна с этим. В какой сумме признавать расход в бухгалтерском учете? Повторим, что одно из условий признания расхода в учете — уверенность в уменьшении экономических выгод. Одновременно в силу п.73 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в своей бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными. Эти правила дают основания сделать следующий вывод: если УО уверена в том, что она не обязана оплачивать выставленные РСО счета в полном объеме, и готова отстаивать свою позицию в том числе в суде, она принимает к учету лишь ту стоимость коммунального ресурса, с которой согласна.

К примеру, именно так нужно поступать в ситуации, когда УО прекратила управлять МКД, а РСО продолжает выставлять ей акты на объем коммунального ресурса, поставленного в такой дом, указывая, что новый управляющий еще не заключил договор ресурсоснабжения. На самом деле обязательства УО по оплате коммунального ресурса, поставленного в дом, после прекращения управления таким домом прекращаются невозможностью исполнения (ст.416 ГК РФ). Отсутствие у ресурсоснабжающей организации договора энергоснабжения с иным лицом, ставшим новым обладателем энергопринимающих устройств, не может являться основанием для возложения обязанности по оплате коммунальных ресурсов на лицо, потерявшее правовую и фактическую связь с этими устройствами (Определение ВС РФ от 14.11.2014 № 310-ЭС14-4335).

Пример.
Согласно акту, представленному РСО на основе данных ОПУ, в ноябре 2015 г. в МКД была поставлена холодная вода на сумму 700 000 руб. (в том числе НДС — 106 780 руб.). УО начислила плату потребителям следующим образом:
– плата за холодное водоснабжение (ХВС) в помещениях (по данным ИПУ и нормативам потребления) — 600 000 руб.;
– плата за ХВС на ОДН (исходя из норматива потребления) — 50 000 руб.
УО применяет общую систему налогообложения.
В рабочем плане счетов УО:
– к счету 20 «Основное производство» открыт субсчет 20-4 «Коммунальные услуги»;
– к счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» открыт субсчет 60-1 «Расчеты за выполненные работы, оказанные услуги»;
– к счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» открыт субсчет 62-1 «Плата начисленная»;
– к счету 68 «Расчеты по налогам» открыт субсчет 68-2 «НДС».
В бухгалтерском учете УО будут составлены следующие записи:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Приняты к учету коммунальные ресурсы 20-4 60-1 593 220
Принят к учету «входной» НДС 19-3 60-1 106 780
«Входной» НДС принят к вычету 68-2 19-3 106 780
Начислена плата и признана выручка от оказания коммунальной услуги по ХВС
(600 000 + 50 000) руб.
62-1 90-1 650 000
Начислен НДС с выручки 90-3 68-2 99 152
Сформирована себестоимость услуги по ХВС 90-2 20-4 593 220

Налог на добавленную стоимость

Согласно пп.29 п.3 ст.149 НК РФ реализация управляющими организациями коммунальных услуг, приобретенных у РСО, не подлежит обложению НДС. Однако налогоплательщик вправе в установленном порядке отказаться от применения налоговой льготы.

Налоговая база по НДС при реализации услуг определяется как стоимость услуг, исчисленная исходя из рыночных цен без включения в них налога (п.1 ст.154 НК РФ). Цена коммунальных услуг — это установленный для РСО тариф. При определении налоговой базы следует особое внимание уделить объему услуг, порядок его расчета. Начисленная за коммунальные услуги плата и представляет собой налоговую базу по НДС. Обращаем особое внимание, что в налоговую базу не включается стоимость сверхнормативного потребления коммунальных услуг на ОДН, которое УО не вправе перевыставить потребителям (Постановление АС СЗО от 20.08.2014 по делу № А27-14595/2013). Неправильно считать, что УО реализует данный объем услуг на безвозмездной основе, в связи с чем должна начислить НДС на его стоимость. Поскольку коммунальные ресурсы — это специфический товар, не подлежащий хранению, УО фактически оказывает ровно столько услуг, сколько коммунального ресурса поставлено в дом. В нормативных документах содержится четкий алгоритм определения платы за коммунальные услуги.

УО обязанна выставлять счета-фактуры собственникам помещений — организациям и ИП, а вот на объем реализации услуг населению счета-фактуры составлять нужно только в единственном экземпляре для учета услуг продавцом по итогам налогового периода, поскольку физические лица не принимают НДС к вычету. Для организаций розничной торговли Минфин России давал разъяснения о том, что в строках о покупателях допустимо проставлять прочерки в случае отсутствия у продавца информации о физических лицах. Так в Письме Минфина России от 15.06.2015 № 03-07-14/34405 есть рекомендация составлять счет-фактуру в одном экземпляре при реализации товаров, оплаченных физическими лицами в безналичном порядке, кроме того упомянуто, что в книге продаж можно регистрировать бухгалтерскую справку-расчет, содержащую суммарные (сводные) данные по указанным операциям, совершенным в течение календарного месяца (квартала). Представляется, что не будет нарушением, если УО составляет единый (сводный) счет-фактуру на стоимость услуг, реализованных физическим лицам по итогам расчетного месяца.

Предъявленные УО суммы НДС при приобретении коммунальных ресурсов могут быть приняты к вычету на основании п.2 ст.171 НК РФ, естественно, если полагать, что они используются в операциях по реализации коммунальных услуг, облагаемых НДС. Это значит, что УО не позиционирует себя как посредника между РСО и потребителями (Постановление АС МО от 24.11.2014 по делу № А40-156477/13) и отказалась от применения налоговой льготы.

Согласно п.1.1 ст.172 НК РФ налоговые вычеты предъявленных РСО сумм НДС могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных коммунальных ресурсов. Если счет-фактура был получен после завершения налогового периода, в котором коммунальные ресурсы приняты на учет, но до срока представления налоговой декларации (25-го числа следующего месяца), покупатель вправе принять НДС к вычету с того налогового периода, в котором ресурсы были приняты на учет.

Налог на прибыль

Суммы, которые УО предъявляет к уплате собственникам и нанимателям помещений в МКД в качестве платы за коммунальные услуги, являются ее выручкой, облагаемой налогом на прибыль (п.2 ст.249 НК РФ). По общему правилу доходы от реализации признаются на дату реализации услуг (п.3 ст.271 НК РФ). Коммунальные услуги предоставляются потребителям непрерывно, поэтому целесообразно определять выручку за расчетный период (месяц) на последнее его число, руководствуясь принципом из п.1 ст.271 НК РФ: доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место.

Стоимость коммунальных ресурсов, поставленных в МКД и использованных для предоставления коммунальных услуг, формируют материальные расходы исполнителя в виде стоимости работ и услуг производственного характера, выполняемых и оказываемых сторонними организациями (пп.6 п.1 ст.254 НК РФ) (Письмо Минфина России от 10 февраля 2014 г. № 03-11-06/2/5152). К расходам относится полная стоимость ресурсов, поставленных в дом в расчетном месяце, в том числе в части сверхнормативного потребления на ОДН.


Любые перепечатки этой статьи возможны при условии указания источника ввиде активной ссылки на страницу журнала Финансы и Учет в ЖКХ (http://www.cnis.ru/?id=fiu)

Хотите читать наши статьи оперативно? Станьте нашим подписчиком и получите дополнительные скидки на участие в наших семинарах и при покупке наших сборников.

Закрытие окна