24 апреля 2017 года в Госдуме впервые проведен общественный жилищный контроль в форме публичных слушаний в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» и Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 года N1491 «О порядке осуществления общественного жилищного контроля».
Тема публичных слушаний: «Неэффективность нормативного правового регулирования в ЖКХ».
Инициаторами публичных слушаний выступили:
- Общероссийское отраслевое объединение работодателей сферы жизнеобеспечения (далее ОООР ЖКК);
- Политическая партия «Российская Партия пенсионеров за социальную справедливость»;
- Ассоциация некоммерческих организаций по содействию развитию товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов.
Проведение публичных слушаний принято инициаторами жилищного контроля протокольным решением (Протокол № 1 от 15 февраля 2017 г.)
На публичные слушания было приглашено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Предметом общественного жилищного контроля являются следующие нормативные правовые акты: Жилищный кодекс РФ; Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»; Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. N 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг»; Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения»; Постановление Правительства РФ от 14 мая 2013 г. № 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования".
Целями общественного жилищного контроля являются:
оценка эффективности нормативного правового регулирования ЖКХ;
оценка эффективности деятельности федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
оценка последствий нормативного правового регулирования ЖКХ.
Всего в мероприятии приняли участие 96 человек из 25 субъектов Российской Федерации, в том числе представители жилищных кооперативов, управляющих компаний, независимые эксперты. В слушаниях приняли участие генеральный директор Центра муниципальной экономики Б.В.Хмельников и заместитель генерального директора Центра В.А. Межецккая.
По словам одного из инициаторов слушаний, почетного работника ЖКХ России Анатолия Кочегарова, система регулирования отрасли сегодня практически зашла в тупик: на федеральном уровне принято 350 законов и подзаконных актов, однако экономические последствия их реализации просчитаны не были, не проводилась предварительная экспертная проработка проектов нормативных актов, в результате чего на сегодняшний день в сфере ЖКХ отсутствуют четкие и понятные «правила игры», а у ЖСК, ТСЖ и управляющих компаний нет понимания того, в какой системе координат они работают.
В такой ситуации страдают не только хозяйствующие субъекты, но и жители многоквартирных домов: если раньше жильцы не знали, за что они платят, то теперь они не понимают, за что с них собирают деньги.
Между тем задолженность по обязательным платежам за жилищные услуги достигла угрожающих размеров – на конец 2016 г. она составила 245 млрд рублей.
Неэффективное регулирующее воздействие привело к тому, что средства граждан, которые они платят за содержание и ремонт своего имущества, уходят на компенсацию убытков коммунальных предприятий и в надзорные органы в виде административных штрафов.
Привлечение управляющих организаций к административной ответственности (250–300 тыс. рублей за любую неисправность в жилом доме) приводит к тому, что управляющая компания оказывается не в состоянии надлежащим образом выполнять свои обязательства перед жильцами. На сегодняшний день более половины управляющих организаций в стране имеют объем задолженности, равный годовой сумме взносов на текущий ремонт. В то же время отсутствие механизмов компенсации убытков хозяйствующих субъектов ведет к дальнейшему роста количества ветхого жилья.
По итогам слушаний были приняты рекомендации, которые поступят на рассмотрение в Минстрой России и правительство
Участники дискуссии единодушно поддержали заявление о необходимости строгого следования принципу сбалансированности и исполнимости нормативных правовых актов. В государственные органы исполнительной власти было направлено предложение о проведении комплексного анализа правоприменительной практики действующих законодательных актов в сфере ЖКХ и подготовке соответствующих изменений с опорой на мнения экспертного сообщества. Целью этой работы должно стать создание прочной основы для развития системы профессионального управления жилищным фондом.
С материалами публичных слушаний можно ознакомиться по ссылкам: