Альтернативное тепло: как реформа теплоснабжения изменит жизнь россиян

Альтернативное тепло: как реформа теплоснабжения изменит жизнь россиян

О том, почему сегодня энергетикам не выгодно работать на рынке тепла, для чего им нужны прямые отношения с потребителями, и как появился метод «альтернативной котельной», рассказал вице-президент по тепловому бизнесу ОАО «Фортум» Парвиз Абдушукуров

Не секрет, что больше половины среднего коммунального платежа россиянина занимают услуги теплоснабжения – отопление и горячая вода. Они же из года в год становятся главным объектом критики населения в разрезе ЖКХ. Люди недовольны отключениями горячей воды из-за опрессовок, недостаточно горячими батареями зимой, «перетопом» в мае. Определение ЖКХ как главной проблемы России (а именно таковой, согласно социологии, регулярно коммунальное хозяйство признают жители страны) во многом «обязано» именно теплу. Сегодня, говорят эксперты, отрасль теплоэнергетики, по сути, деградирует: ей не хватает оборотных средств на реновацию, а у самих участников рынка из-за существующих правил регулирования нет стимулов к улучшению работы и повышению эффективности. Выход из ситуации эксперты и сами теплоэнергетики видят только в незамедлительном и кардинальном реформировании отрасли.

Об основных характеристиках новой модели рынка тепла, о том, как изменения повлияют на рынок в целом и на каждого потребителя в частности, в рамках «Энергетической кухни – 2014» — ежегодного семинара для СМИ, который проводит компания «Фортум», – рассказал заместитель генерального директора по операционной деятельности, вице-президент по тепловому бизнесу ОАО «Фортум» Парвиз Абдушукуров.

Существующие правила тарифообразования убивают мотивацию повышать эффективность работы

В настоящее время тарифы в сфере теплоснабжения формируются по затратному принципу – чем больше ресурсов генератор потратил в прошлом году, тем больше ему могут дать в следующем. Такой подход провоцирует необходимость сохранять высокие издержки и, по сути, убивает мотивацию повышать эффективность работы, рассказал Парвиз Абдушукуров.

У этой проблемы есть и обратная сторона, бьющая непосредственно по карману потребителя. Поскольку Основы ценообразования ориентированы на то, что производитель должен доказывать и обосновывать регулятору предлагаемую цену, на этом этапе бывают случаи злоупотребления. Например, имеющий связи с регулятором производитель мог согласовать себе такой тариф, который считал нужным. В результате возникает ситуация, когда в разных регионах страны тарифы на теплоснабжение различаются в разы без видимых на то причин.

Отрасль инвестиционно непривлекательна

По данным Госсовета по вопросам ЖКХ, Минфина РФ, Банка России и рейтингового агентства РИА Рейтинг, на сегодняшний день для восстановления коммунальной инфраструктуры России необходимы инвестиции в размере 9 трлн рублей. Для сравнения, это 66% доходной части годового бюджета РФ или три размера Фонда национального благосостояния. При этом в 2012 году в отрасль было инвестировано только 291 млрд рублей. Это говорит о том, что никто не хочет вкладываться в ЖКХ, отметил Парвиз Абдушукуров: «Во всем цивилизованном мире ЖКХ – достаточно прибыльный вид бизнеса, за управление которым борются очень большие компании. Это низкая доходность с точки зрения рынка, но это гарантированный покупатель».

В России ситуация иная. Из-за постоянно меняющихся правил игры инвестор в отрасль не идет, и годовые бюджетные инвестиции в ЖКХ составляют только около 3% от необходимого объема.

Все это привело к тому, что сегодня работой отрасли теплоснабжения недовольны все стороны, говорит Парвиз Абдушукуров. Потребители – качеством услуг, аварийностью и высокими ценами, производитель — тем, что его демотивировали и зарегулировали, а государство – тем, что обе стороны жалуются, но что делать – никто не знает.

Основные аспекты новой модели рынка тепла

Говоря простыми словами, в новой модели рынка тепла энергетики предлагают определить оптимальный уровень цены и качества оказания услуг, который бы удовлетворял и производителя, и потребителя.

И первое, что для этого нужно, – убрать между продавцом и покупателем чрезмерную регуляторную функцию государства. «Тепло – это такой же товар. Продавец и покупатель должны договариваться о взаимоотношениях на определенных условиях. В минимальной величине эти условия должны быть определены государством, но больше во взаимоотношениях оно участвовать не должно. И дальше потребитель должен голосовать, что называется, рублем: у него должна быть возможность выбирать производителя, а все производители при этом должны быть ограничены справедливым уровнем цены. И выше этой цены ни один производитель продавать тепло не может, а ниже — отношения не регулируются. Это базовый посыл, который мы пытаемся донести», — пояснил Парвиз Абдушукуров.

 

Как это можно реализовать? В механизм доведения тепла до потребителя предлагается ввести рыночный сегмент. Сети – это естественная монополия, поэтому сетевая составляющая должна быть отфиксированной и отнормированной. А вот производители тепла должны конкурировать между собой за возможность продать в сеть свою энергию. При этом на границе с потребителем будет установлена максимальная цена ресурса (цена «альтернативной котельной»), выше которой продавать тепло потребителю нельзя.

Такая защита потребителя от необоснованно завышенной стоимости ресурса – один из основных принципов новой модели рынка тепла. Другой касается повышения ответственности участников рынка: убираются бесконечные надзоры, но кратно увеличиваются штрафы. «Конструкция простая, удобная для всех, защищающая все интересы, но позволяющая эффективно работать и заниматься реновацией, улучшением, увеличением прибыли и доходности, повышением надежности и т.д.», — пояснил Абдушукуров.

Еще одна серьезная проблема отрасли – миллиардные долги. По данным Минэнерго РФ, долг за поставки тепла сейчас составляет около 140 млрд рублей только в крупной генерации (на начало 2014 г. – 136 млрд, на конец 2012 г. – 120 млрд). И далеко не всегда причиной задолженности является плохая платежная дисциплина населения, нередки случаи, когда деньги собственников оседают на счетах сменяющих друг друга управляющих организаций. Для изменения ситуации энергетики предлагают на переходный период усовершенствовать систему расчетов за тепловую энергию. Для этого предлагается закрепить за каждым домом специальный расчетный счет, он будет иметь иммунитет, то есть деньги, предназначенные за тепло, не могут быть направлены на оплату водоснабжения, и наоборот. Кроме того, счет закрепляется именно за домом, а не за управляющей организацией, таким образом, смена УК или формы управления домом не будет влиять на расчеты. У самих же собственников (так же как и у органов власти и управляющих организаций) будет возможность постоянного мониторинга движения средств по этому счету.

 

Альтернативная котельная

Новая модель рынка предполагает ценообразование по принципу «альтернативной котельной» (АК). По словам Парвиза Абдушукурова, это не фигуральное выражение. Для того чтобы определить, какая цена на тепло для потребителя будет справедливой, эксперты решили дать ему условное право выбора – получать ресурс от источника в виде ТЭЦ, или же от альтернативной котельной, стоимость тепла от которой определяется расчетным методом, как если бы это была самая идеальная с точки зрения технологий производства котельная плюс затраты на ее строительство (существующие котельные в массе своей имеют низкую эффективность, либо крайне изношены).

«При этом мы сделали несколько допущений. Договорились, что «потребитель» – это микрорайон с населением в 3 тысячи человек, он получает тепло от источника по определенному тарифу. Что будет, если он у себя в районе построит котельную и переключится на нее? С учетом затрат на строительство, обслуживание, содержание и т.д. На Совете производителей энергии мы договорились обо всех параметрах и формулах, и отдали считать стоимость такой котельной в 10 разных городах страны независимому международному оценщику. Я пока не могу назвать цифры, которые получились, но я их уже знаю. Мы, конечно, предполагали, что так будет, но не до такой степени. Выяснилось, что 70% страны сегодня платит выше этой цены. Что будет, когда теплоснабжение будет иметь рыночный сегмент, а стоимость тепла станет экономически обоснованной и справедливой для всех? Придет инвестор. Инвестор приходит тогда, когда есть правила игры, и они на какой-то период зафиксированы. А в нынешних условиях это невозможно», — заключил Парвиз Абдушукуров.

Индивидуальный теплопункт как способ экономии

По его словам, важным шагом на пути к становлению теплоснабжения как эффективной отрасли должно стать разделение сетевого контура и контура дома на уровне разделения понятий «коммунальный ресурс» и «коммунальная услуга».

Это возможно при создании в каждом доме индивидуального теплового пункта (ИТП). «Во-первых, это позволит, говоря простыми словами, не чистить зубы сетевой водой. Это та вода, которая циркулирует в наших трубах и имеет совсем другие параметры, чем вода питьевого качества, с точки зрения жесткости, кислотности и т.д. А при открытых схемах теплоснабжения она попадает в кран. Во-вторых, это возможность управлять температурной комфортностью, в автоматическом режиме задавать параметры, минимизировать платежи или, как минимум, управлять ими», — пояснил он.

Анализ, проведенный «Фортумом» в Челябинске и Тюмени, показал, что ИТП для стандартного 9-этажного 3-подъездного дома окупается за полтора отопительных сезона. Например, в доме с ИТП за год среднестатистическая челябинская семья из трех человек, проживая в двухкомнатной квартире (54 м2) в текущем режиме экономит 9285 рублей на платежах за отопление и ГВС.

По словам экспертов, энергоэффективность (снижение теплопотребления) от установки ИТП составляет 24-27% за счет ликвидации перетопов, регулировки системы и пр.

Предлагаемая модель рынка тепла – это общая позиция Совета производителей энергии, в который входят все основные генерирующие предприятия страны. «Мы донесли ее до федеральных органов, до Министерства энергетики. Это наша общая позиция — у нас должна появиться свобода работы напрямую с потребителем, без всяких посредников. Потому что как только появляется кто-то третий, отношения закачиваются. Мы никогда не сможем договориться, потому что третий обязательно начнет ставить условия. А условия нам может поставить только потребитель», — сказал Абдушукуров.

Принять новую модель рынка тепла планируется до конца года. А переход на метод «альтернативной котельной», если таковой будет в итоге принят, как ранее отмечал замминистра энергетики РФ Вячеслав Кравченко, займет около пяти лет.

Источник информации:
РИА Энергетика и ЖКХ
Обсудить в Telegram

Комментарии:

Любовь Михайловна
9 июля 2014 г., 18:47
Рейтинг: 50
Сообщений: 10
Нравится: 6
Нe нравится: 1

ИТП хороши когда они построены и спроектированы с умом.В Калининграде по гранту Евросоюза РСО поставила теплопункты (теплообменники) со шведской автоматикой в затопляемые подвалы старых немецких домов , ростехнадзору не сдала для постоянной эксплуатации,а постановлением МСО кинула их на УК(считай население).Приборы учета в ИТП поставили такие что скоро везде поверку делать надо . Расчеты по ОПУ не ведутся. РСО требует у УК(?) проекты на ИТП!!! Как Вы думаете,кто плохой для населения в этой ситуации?

Василий
9 июля 2014 г., 19:46
Рейтинг: 0
Сообщений: 0
Нравится: 5
Нe нравится: 0

РСО требует у УК(?) проекты на ИТП!!!
А почему РСО не требует проекты на всю внутриинженерную разводку системы отопления? На каком основании они это делают?

Тоня
13 июля 2014 г., 8:43
Рейтинг: 0
Сообщений: 0
Нравится: 3
Нe нравится: 0

Коммунальные организации, поставляющие ресурсы, постоянно выходят с предложениями изменения законодательства по теплоснабжению и ГВС. Так удобно ловить рыбку в мутной воде. Правительство постоянно идет у них на поводу и вносит изменения в законодательство. Тарифы и нормативы завышены. Сегодня достаточно денежных средств у коммунальных организаций, что бы восстанавливать системы и трассы в данном случае теплоснабжения. Нужно исключить посредников по сбору платежей это управляющие организации и расчетно-кассовые центры. Потребитель оплачивает за ресурсы на прямую поставщику ресурсов. Все это предусмотрено законодательством. Отменить ППРФ №857от 27 августа 2012г и все последующие, которые только ухудшили платежеспособность потребителей. В какой стране мира есть такая обязаловка оплачивать за потребленную тепловую энергию по нормативу при наличии общедомовых приборов учета. При теплой зимы, как в прошедшем отопительном периоде, я переплатила 5 тыс. рублей квартира 46 м2. И так каждый в нашем городе Торжке Тверской области . Инвестиции на ремонты сетей котельных закладываются в тариф и мы оплачиваем. Основная причина отсутствие жесткого контроля куда уходят деньги потребителей и по какой причине долги у коммунальных организаций.
Все коммунальные организации и их руководители прекрасно живут и без какого либо контроля расходуют деньги потребителей. Индивидуальные тепловые пункты применять удобно при новом строительстве, а в старые дома на капитальный ремонт нет средств в государстве. Навести порядок не получается ,потому что коммунальные монополисты отстаивают свои интересы на обогащение .

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...